Быстрый переход

Возникновение феодализма в Армении, Грузии, Азербайджане (Албании) и Средней Азии

Оцените материал
(5 голосов)
Историю феодальной формации часто начинают с рассмотрения падения Римской империи и создания на ее европейской территории «варварских королевств», где феодальные отношения складываются в VII — VIII вв. Однако советскими историками убедительно показано, что очень рано феодальные общества сложились в Закавказье, где феодализм закономерно вырос из рабовладельческого строя в ту критическую эпоху (III-IV вв.), когда повсеместно нарушалось соответствие между уровнем производительных сил и старыми производственными отношениями.

Феодальные отношения в Армении

В рабовладельческой Армении в I -II вв. произошел ряд восстаний; некоторые из них охватили и часть Грузии. Рабы убегали от своих господ и скрывались в горах и лесах или же находили убежище на царских и храмовых землях, обладавших правом приюта. Все это вынуждало рабовладельцев предоставлять известные льготы рабам и постепенно отказываться от широкого применения труда рабов, наделяя их землей и переводя на положение колонов («жителей агарака»). Одновременно армянская земледельческая аристократия — «нахарары» — захватывала общинные земли («шин»).
К IV — V вв. в Армении были известны все основные виды феодального землевладения: вотчина («хайреник»- термин, соответствующий западноевропейскому аллоду), пожалование («паргевакан»- бенефиций) и поместье («хостак» - лен, или феод). Землевладельцы составляли сложную иерархическую лестницу, возглавляемую царем и крупнейшими нахарарами из княжеских фамилий, которые управляли отдельными областями и имели многочисленные войска. На нижних ступенях этой лестницы находились азаты - лично свободные мелкие землевладельцы, несшие военную службу и зачастую владевшие лишь поместьями. К господствующему классу принадлежали и церковные феодалы, бывшие собственниками значительных земель.
Крестьяне-общинники («шинаканы») занимались земледелием, виноградарством и скотоводством. Общинные земли подлежали периодическому переделу по количеству душ в каждой крестьянской семье. Шинаканы были обременены всевозможными феодальными повинностями (работы по строительству крепостей и мостов, проведению дорог и оросительных каналов, постойная повинность) и поборами (поземельный налог, взимавшийся продуктами сельского хозяйства, «десятина» в пользу церкви).
Как и в любом феодальном обществе, в Армении в I V — V вв. применялся в известной мере труд рабов, что не нарушало феодального характера общественного строя в целом.
С развитием феодальных отношений рабовладельческое армянское государство с чертами восточной деспотии постепенно превращалось в феодальную монархию, во главе которой стоял царь и подчиненные ему крупные феодалы (нахарары). Политическая роль последних все более возрастала.
Богатые земли Закавказья постоянно подвергались нападению со стороны Ирана и Византии. Соперничество этих двух держав привело к разделу сфер политического влия-ния: восточная часть Закавказья отошла к Ирану, западная - к Византии.
Династия Аршакидов, правившая в Армении по 428 г., опиралась на союз с Византией, который был закреплен принятием в 303 г. христианства в противовес зороастрийской религии Ирана.
Крупные нахарары, не желавшие усиления царской власти, постоянно стремились
использовать в своих интересах противоречия между иранской династией Сасанидов и византийскими императорами. Нахарары разделились на две группировки, боровшиеся между собой. В течение ста лет, предшествовавших падению самостоятельности Армении, армянские цари обычно погибали как жертвы аристократических заговоров. Ожесточенная борьба велась нахарарами и за престол архиепископа, позднее католикоса, занимавшего важный пост в государстве.
Царь Аршак II (350-367 гг.) стремился упрочить положение царской власти. По его распоряжению был построен большой город Аршакован, в котором было предоставлено право убежища всем беглым рабам и крестьянам («немедленно вся долина, как море, наполнилась людьми»). Это послужило началом кровопролитной борьбы царя с нахарарами. Знать обратилась за помощью к иранскому царю, прибегшему к интервенции. Аршакован был разрушен, «мужчины и женщины преданы мечу».
Преемник Аршака II — Пап (369 — 374 гг.) продолжал политику укрепления государства, создав войско в количестве 90 тыс. человек. Он добился обособления армянской церкви от власти Византии, но одновременно начал секуляризацию огромных церковных владе-ний. Пап был убит феодалами, близкими к католикосу и византийским завоевателям. В 391 г. царская власть была уничтожена на территории Армении, захваченной Византией, а в 428 г. в областях, занятых иранскими войсками. По словам современника, «царство досталось нахарарам Армении».
Борьба народов Закавказья против вторгшихся в их земли чужеземцев велась непре-рывно. Из крупных восстаний следует отметить восстание 451 г., во время которого армяне, грузины и албанцы (жители Восточного Закавказья) мужественно боролись с иранскими захватчиками.
В самом начале V в. был создан армянский алфавит. Изобретателем его считается сын крестьянина Месроп Маштоц. В V —VII вв. появилась значительная армянская истори-ческая, географическая и богословская литература на родном языке (произведения Агафангела, Повстоса Бюзанда, Мовсеса, Хоренаци и ряда других авторов). Армянская наука выдвинула в VII в. такого крупного математика и космографа, как Анания Ширикаци. Некоторые античные научные труды сохранились лишь благодаря армянским переводам (трактат Зенона «О природе»).
Армянский народ создал свою эпическую поэзию. С другой стороны, при дворах царей и нахараров певцы - «гусаны» создавали феодальную поэзию («песни веселья, вина и любви»), в которой прославлялись цари и их предки. Часть сказаний была воспринята и переработана народными певцами и стала надолго общенародным героическим эпосом. Это цикл «Персидская война» (посвященный борьбе с сасзнидским Ираном). Причина жизненности героического эпоса заключается в его патриотизме. Герои эпоса учат своих сыновей «жертвовать собой, как поступали отважные предки, умирать самоотверженно за свою страну..., оставлять по себе на родине память как о храбреце».
Армянский народ создал яркие произведения искусства. До сих пор сохранились своеобразные, отличающиеся стройностью архитектурных форм и простотой внешней отделки здания IV —VII вв., свидетельствующие о высоком уровне искусства уже в то время, Ереруйская базилика V в., Сисианский храм VI в., храм Вагаршапат (Эчмиадзин) 618 г. и др.

Феодальные отношения в Грузии

В западной части Закавказья, населенной грузинскими племенами, феодальные отно-шения начали складываться с III-IV вв. и установились к VI в. Наиболее передовым характером общественного развития отличалась область Иберия, или Картли (Карталиния). Феодалы назывались азнауры. Среди них выделялись «дид-дидни»- «великие». Существовали здесь и свободные общинники («цврили эри») и свободные слуги («мсаху-ри»). Значительную категорию феодального общества составляли «уазно»- несвободные. Земля в VI в. уже служила объектом купли-продажи. Так же как и в Армении, в Грузии
происходила борьба земледельческой знати («мтаваров») с царями, причем грузинская знать тоже искала поддержки за рубежами родной земли — в Иране и в Византии. В I V в. карталинский царь Мириан принял христианство и насильственно распространил его в своей земле. Карталинские цари были вассалами Сасанидов, а цари Эгриси (или Лазики в Западной Грузии) - вассалами византийских императоров.
С особой силой борьба против сасанидского Ирана вспыхнула в V в. при царе Вахтанге Горгасале («Волчья Г олова»). В 484 г. грузины и армяне начали совместные действия против поработителей. Главной силой освободительной борьбы были народные массы, платившие непосильные налоги и тяжело страдавшие от иноземного ига. Часть грузинских и армянских феодалов перешли на сторону врага, что и предрешило неудачный исход восстания. В 523 г. началось новое восстание, после разгрома которого Сасаниды упразднили царскую власть в Картли.
Борьба Византии и Ирана за обладание Закавказьем продолжалась вплоть до VII в. В середине VI I в. византийцы изгнали иранские войска и установили свою власть в Закавказье, их союзники хазары разграбили ряд городов, в том числе и богатый грузинский город Тбилиси. По показаниям одного источника, «хазарские войны нагромоздили перед своим властелином горы золотых и серебряных вещей, украшенных драгоценными камнями, так что глазам было больно смотреть».
Грузинская культура достигла в IV — VII .вв. значительного развития. В Грузии сложилась своя литература, философия, возник эпос. Здесь были построены крестообразные купольные храмы, послужившие основой средневековой грузинской архитектуры.

Феодальные отношения в Азербайджане (Албании)

На восток от Грузии и Армении, в прикаспийских областях современного Дагестана и современного Азербайджана, образовалось Албанское государство, со столицей в городе Партаве (позднее — Бердаа). Вероятно, около V в. в Кавказской Албании сложились феодальные отношения. В V в. христианство становится господствующей религией в Албании. Под влиянием армян здесь появляется собственная албанская письменность.
Сасанидский Иран поработил Албанию. Сасаниды построили на территории Албании и по соседству с ней ряд крепостей для защиты от северных племен, кочевавших по ту сторону Кавказского хребта. Важнейшими стратегическими пунктами были Дар-и-Алан (Дарьяльское ущелье в стране алан) и Дербент («Железные Ворота») в Албании, охранявшие путь с севера в Закавказье. Прикаспийские албанцы вместе с армянами и грузинами принимали участие в борьбе против иранского владычества. В 451, 484, 571 гг. в Албании произошли восстания.
BVI I в. юго-восточное Закавказье явилось ареной борьбы между Сасанидской державой и Византией. При императоре Ираклии византийцы в союзе с хазарами временно завоевали Албанию и Антропатену- Азербайджан.

Феодальные отношения в Средней Азии

Народы Средней Азии в IV — VII вв. резко делились на две группы: с одной стороны, древнее местное население земледельческих оазисов, говорившее на скифо-персидских наречиях индоевропейской языковой системы, с другой — пришлые тюркоязычные кочевники степей, постоянно просачивавшиеся в земледельческие районы с севера. Земледелие в Средней Азии издавна было основано на искусственном орошении. В полях возделывали пшеницу, ячмень, просо, фасоль, горох, джугару, хлопок. В садах росли персики, урюк, миндаль, виноград, яблоки, сливы. Широкое развитие получило скотоводство. Известно было и шелководство, перенесенное отсюда в Иран. В V в. кочевники-эфталиты («белые гунны»), разбив иранские войска Сасанидов, овладели значительной частью Средней Азии. В 60-х годах V в. держава эфталитов пала под ударами новой волны кочевых орд, объединенных в Тюркский каганат, просуществовавший около ста лет (до середины VII в.).
Завоевания кочевников, находившихся на более низкой стадии развития, чем рабовла-дельческие государства Средней Азии, не могли способствовать смене рабовладельче-ских отношений феодальными, так как тюркские общинники-скотоводы не представляли собой таких непосредственных производителей, труд которых мог послужить основой производства в земледельческих областях. В отличие от Европы, где земли рабовладель-ческой Римской империи были завоеваны и заселены земледельческими племенами германцев и славян и где это завоевание завершило кризис рабовладения, в условиях Средней Азии завоевания кочевников не имели такого значения.
Развитие феодальных отношений в Средней Азии относится примерно к VI I в., когда натиск кочевников несколько ослабел. Наряду с крестьянами-общинниками здесь появился значительный класс «дехкане» — землевладельцев, сохранявших еще в своем хозяйстве рабов, но все более и более переходивших к эксплуатации крестьян-общинников.
Пользуясь феодальной собственностью на землю и оросительную систему, дехкане сдавали свои орошаемые земли мелкими участками малоземельным крестьянам, ссужали их семенами и за это отбирали в свою пользу три четверти урожая. Землевладельцы-дехкане имели свои отряды воинов. Признаком знатного сословия являлся золотой пояс с кинжалом в золотых ножнах.
В Средней Азии в IV - VII вв. господствовала политическая раздробленность. На пространстве между Каспийским морем и Сыр-Дарьей насчитывалось около трех десятков независимых княжеств, которые в свою очередь делились на множество обособленных владений. Центром каждой области был город, обычно состоявший из «шахристана» — княжеского замка, и «рабада» — торгово-ремесленного посада. Обнаружено много изделий местных ремесленников. Города Средней Азии вели широкую торговлю со странами Азии и Европы.
феодальная раздробленность долго сохранялась в Средней Азии. В VI в. в связи с процессом феодализации положение среднеазиатских крестьян и ремесленников сильно ухудшилось, что привело к вспышкам классовой борьбы. Сохранился рассказ об одном восстании, начавшемся в среде кочевников и перекинувшемся затем в район Бухары. Это восстание возглавил Абруй. Богатые землевладельцы и купцы бежали «от бедняков и нищих» и обратились за помощью к Тюркскому кагану. При помощи тюркских войск движение в 586 г. было подавлено, а Абруй казнен мучительной смертью. Его опустили в большой мешок, наполненный красными пчелами.

Культура народов Средней Азии в IV—VII вв

Земледельческие народы Средней Азии обладали древней высокоразвитой культурой. Пережив в IV—V вв. временный упадок, эта культура вновь расцвела в VI—VII вв. В изученных археологами старинных городах (Пенджикент, Бухара, Самарканд, Неса, Варахш, городища Хорезма) сохранились образцы богатой дворцовой архитектуры, многоцветной скульптуры, интереснейшей фресковой живописи.
В религиозной идеологии среднеазиатских народов наблюдается смешение местных культов с иноземными. Древние дуалистические представления о борьбе в мире двух начал — добра и зла, древний местный культ огня, культ умирающего и воскресающего бога сочетались с христианством, буддизмом и занесенным из Ирана манихейством.
На территории Средней Азии существовало по крайней мере четыре типа алфавитов: хорезмийский, согдийский, индийский (в Тохаристане — Древней Бактрии) и рунический алфавит тюрок, восходящий к арамейскому письму. Средневековые авторы (например, Ал-Бируни) говорят о том, что до арабского завоевания у народов Средней Азии существовала обширная религиозная, историческая и астрономическая литература на родных языках. Эпическая поэзия народов Хорезма и Согда повлияла на иранский эпос.
Средняя Азия в VI —VII вв. была крупным очагом культуры, оказавшим влияние на Ряд народов и государств.

Завоевание арабскими войсками Закавказья и Средней Азии в VII—VIII вв.

Во второй четверти VII в. полукочевые аравийские племена, объединенные Мухам-медом, устремились в завоевательные походы на северо-запад против Византии и на северо-восток против сасанидского Ирана, фанатично настроенные проповедью «священной войны» арабские войска легко овладевали разобщенными феодальными владениями.
Арабские правители разбили войска Сасанидской империи и завладели Месопотамией, сделав столицей халифата Багдад. В 651 г. арабские завоеватели овладели городом Мервом (современный Мары в Туркменской ССР) и отсюда к началу VIII в. распространили свою власть почти на всю Среднюю Азию. Одновременно с этим арабские войска вторглись в Закавказье, завоевав в 654 г. Армению, Азербайджан и часть Грузии. Опорными пунктами арабского владычества в Закавказье стали города Двин и Бердаа. В захваченных областях завоеватели облагали народ тягчайшей данью, исчисляемой миллионами серебряных монет, жестоко расправлялись с непокорными и насильственно распространяли ислам. Представление о том, что только арабы принесли в завоеванные страны высокую культуру, неверно. Основой позднейшей, так называемой мусульманской, культуры была древняя культура народов Ирана и Средней Азии. Крупнейшие ученые с мировыми именами, писавшие по-арабски, принадлежали к среднеазиатским народам.
Арабские войска воевали с Византией и хазарами. В VIII в. войска под предводитель-ством арабского полководца Маована ибн-Мухаммеда совершили поход за Кавказский хребет и взяли в плен на «Славянской реке» (вероятно, на Нижнем Дону) 20 тыс. славян. Это — наиболее северный пункт, до которого доходили арабские войска.
Народы Средней Азии и Закавказья вели упорную борьбу за освобождение от арабского ига.
 
Б.А. Рыбаков - «История СССР с древнейших времен до конца XVIII века». - М., «Высшая школа», 1975.