Главными количественными индикаторами изменения сетки АТД являются число единиц (территориальных ячеек), средний размер их территории и их людность. Мы проанализировали здесь изменение только двух первых показателей.
Число губерний Российской империи в целом (включая нынешние территории Украины, Белоруссии, Прибалтики, Молдавии, Закавказья, Средней Азии и Казахстана, но не считая Финляндии и Царства Польского) быстро выросло в результате разукрупнительных реформ, проводившихся в течение XVIII в. (табл. 19). Оно достигло 51 в последний год царствования Екатерины II. С приходом Павла I число губерний было сокращено до 42, но затем почти все упраздненные губернии были восстановлены Александром I. В дальнейшем за счет вновь присоединенных земель их число увеличилось до 81.
В 1917 г. начался процесс раздробления старых губерний и появилось несколько новых советских губерний. Если в границах РСФСР в 1917 г. их было 56, то в начале 1922 г. — 72 (табл. 20). В 1923—1929 гг. все они постепенно были заменены «большими» областями госплановской сетки, и общее число единиц главного звена (новых областей и краев) сократилось в 1930 г. до 13.
Параллельно процессу значительного укрупнения старых губерний в огромные области и края шел процесс размельчения за счет образования национальных автономий, которых до 1918 г. на территории России вообще не было (в какой-то мере этим территориям соответствовали дореволюционные области с округами и отделами). Так, в течение 1918—1930 гг. образовалось 36 совершенно новых национальных автономий (11 АССР, 15 АО, 10 национальных округов). В этот период перехода от старой системы АТД (губерния—уезд—волость) к новой (область/ край/ автономия — район) в течение 7 лет (1923—1930) существовал и промежуточный уровень иерархии — округ: на территории РСФСР в начале 1930 г. их было 144; в 1931—1947 гг. на окраинах ряда слабозаселенных областей существовало несколько административных округов. В 1929 г. были ликвидированы последние губернии,
а в 1930 г. — уезды, волости, а вслед за ними и округа. Губернии были заменены областями, краями, АССР и АО, а уезды и волости — сначала округами и районами, а затем были разделены только на районы.
Число областей и краев значительно увеличилось в 30-е годы в ходе разукрупнения «больших» советских областей и краев с 13 до 41, затем в 1943—1947 гг. — до 56 и в 1954 г. — до 61 (если прибавить сюда 5 областей Башкирской и Татарской АССР, существовавших в 1952—1953гг., то максимальное число областей в РСФСР составило 66).
Число автономий уменьшилось в 1936 г. в результате выхода из состава РСФСР Казахстана, Киргизии, Каракалпакии, в 1940 г. — выхода Карелии, в 1941—1945 гг. — упразднения ряда автономий Северного Кавказа, Поволжья и Крыма. В 1957—1958 гг. их число вновь возросло вследствие восстановления автономий Северного Кавказа.
Число областей несколько сократилось в 1956—1957 гг. (с 61 до 55) благодаря ликвидации ряда из них. С 1957—1958 гг. по 1999 г. число областей, краев, автономий вообще не изменялось (исключением стало появление в 1992 г. новой республики Ингушетия). В 1991—1992 гг. большинство автономий изменили свой статус и стали называться республиками, практически исчезли автономные области (исключение — Еврейская АО), сохранились все национальные (с 1977 г. называющиеся автономными) округа.
Средний размер единиц АТД России изменялся в зависимости от пространственных процессов в системе АТД: в ходе укрупнения территория единиц в среднем увеличивалась, в ходе разукрупнения (размельчения) размер уменьшался (табл. 21).
По этой таблице хорошо прослеживается попеременное увеличение и уменьшение размера единиц АТД. Эта таблица, однако, не отражает всех стадий и фаз укрупнения и разукрупнения в течение XVIII и XIX вв. из-за отсутствия данных о динамике площадей губерний этого периода. Тем не менее даже при их отсутствии колебательный процесс налицо: волна укрупнения сменяется волной разукрупнения, и таких волн в процессе эволюции системы АТД России насчитывается несколько (разукрупнение при Екатерине II, Александре I, в 1917—1922 гг., в 1934—1954 гг.; укрупнение при Петре I, Павле I, в 1923—1929 гг., в 1956—1957 гг.).
Не менее интересными явлениями в процессе эволюции системы АТД являются феномены устойчивости и эфемерности (непродолжительного существования) ее единиц. Здесь мы из-за отсутствия места приведем лишь ряд примеров такой устойчивости и эфемерности.
42 старые губернии в той или иной форме (области, края или АССР) продолжили свое существование и в советский период (за исключением краткого периода в конце 20-х—начале 30-х годов). Это были в основном губернии Европейской части России (например, Владимирская, Воронежская, Вятская и т. д.) и некоторые губернии и области Азиатской части (Енисейская в форме Красноярского края, Иркутская, Якутская обл. в форме АССР, Дагестанская обл. в форме АССР, Забайкальская, Амурская обл.). Кроме того, в 1917—1921 гг. возникли еще 8 новых единиц, которые также (с небольшим перерывом в период первой советской реформы) существуют и поныне (Алтайская, Брянская, Екатеринбургская, Мурманская, Омская, Челябинская губернии). В более позднее время к ним добавились новые «устойчивые» области (Новосибирская, Калининградская, Кемеровская, Курганская, Липецкая, Магаданская).
К дореволюционным эфемерным единицам относятся Белгородская, Выборгская губернии, а также ряд губерний и областей, которые полностью исчезли с административной карты после окончания первой советской реформы АТД. Советских эфемеров было значительно больше. Среди них — недолговечные советские губернии (Рыбинская, Северо-Двинская, Череповецкая); «большие» области госплановского типа (Западная, Центрально-Черноземная, Московская Промышленная, Ивановская Промышленная, Юго-Восточная (она же Северо-Кавказский край), Уральская, Нижегородский край, Средне-Волжский край, Нижне-Волжский край, Дальне-Восточный край, Сибирский край, Западно-Сибирский край, Восточно-Сибирский край), внутренние области Дальне-Восточного края (Приморская, Уссурийская, Хабаровская, Нижне-Амурская). В послевоенное время возникли и затем были быстро упразднены Южно-Сахалинская, Арзамасская, Балашовская, Великолукская, Каменская области, а также внутренние области Башкирской (Стерлитамакская, Уфимская) и Татарской АССР (Бугульминская, Казанская, Чистопольская). Среди автономий недолговечными оказались АССР Немцев Поволжья и Карачаевская АО.
Таким образом, большинство единиц первого звена АТД были достаточно устойчивы (большинство областей в той или иной форме, с меньшим или большим размером территории продолжают более чем 200-летние традиции своих предшественников-губерний), хотя на всех этапах эволюции системы АТД появлялись и исчезали неустойчивые эфемерные единицы (как губернии, так и советские области, которые выделялись неудачно в географическом смысле). Для системы АТД в целом все же более характерны стабильность и устойчивость, нежели изменчивость. Всякое радикальное нарушение устойчивости этой системы приводило к некоторому коллапсу, в конце концов заканчивавшемуся достижением нового устойчивого равновесия, близкого к исходному нарушенному. Учитывая это, следует предупредить всех сторонников перекройки нынешней системы АТД об отрицательных последствиях любой очередной реформы и ее бессмысленности, ибо в конечном счете по прошествии длительного периода система АТД стремится вернуться в исходное состояние: число и размер единиц АТД первого звена во многом определяется размерами самого пространства страны, а для России с ее огромной территорией такая более или менее оптимальная нарезка единиц является почти что естественной.
Основные тенденции изменения сетки административно-территориального деления России за 300 лет.