Праздник Рождества Христова
Большинство Церквей празднует Рождество Христово 25 декабря.
Римско-католическая Церковь и большинство протестантских церквей — отмечают Рождество по григорианскому календарю.
Некоторые православные — включая Константинопольскую (кроме Афона), Антиохийскую, Александрийскую, Кипрскую, Болгарскую, Румынскую и Греческую — отмечают Рождество по новоюлианскому календарю, который до 2800 года будет совпадать с григорианским.
Иерусалимская, Русская и Сербская Церкви, а также древневосточные и восточно-католические церкви отмечают Рождество 25 декабря по юлианскому календарю.
В Армянской Церкви Рождество, как в древней Церкви, празднуется в один день с Крещением Господним — 6 января.
C 1991 года в России, на Украине и в Белоруссии 7 января — официальный государственный праздник.
Рождество в Евангелиях
Согласно Евангелиям Иисус Христос родился (воплотился) в правление императора Августа в иудейском городе Вифлееме в семье плотника Иосифа Обручника из Назарета у его воспитанницы Марии (Богородицы и Приснодевы), которые прибыли в Вифлеем для участия в переписи населения во время управления Квириния Сириею (Лк.2:1,2). Из-за отсутствия места в гостинице семья была вынуждена переночевать в пещере, которая использовалась в качестве хлева для укрытия скота от непогоды. Во время рождения Христа над пещерой взошла Вифлеемская звезда, по положению которой об этом событии узнали три волхва (мудреца). Первыми пришли поклониться Богочеловеку пастухи, которым об этом событии возвестил ангел, затем волхвы. Волхвы преподнесли Христу дары — золото, ладан и смирну.
Узнав о рождении Христа, царь Иудеи Ирод велел провести избиение младенцев в возрасте до 2 лет, но Христос был чудесно спасён от смерти. Однако семья Иосифа была вынуждена бежать в Египет и находилась там до смерти царя Ирода.
Происхождение даты
Определение даты рождения Иисуса
Попытки установить год рождения Христа по датам сопутствующих событий (годов правления императоров, царей, консулов и т. п.) не привели к достоверному результату. По-видимому, исторический Иисус родился между 7—5 гг. до н. э. Счисление, положенное в основание нашей эры, было сделано в 525 году римским монахом, папским архивариусом, Дионисием Малым. Дионисий, возможно, основывался на данных Хронографического сборника за 354 год (Chronographus anni CCCLIIII). Здесь рождение Иисуса отнесено на год консульства Гая Цезаря и Эмилия Павла, то есть на 1 г. н. э. Запись в Хронографе 354 г. имеет вид: Hos cons. dominus Iesus Christus natus est VIII Kal. Ian. d. Ven. luna XV («При этих консулах Господь Иисус Христос родился в 8-й день до январских календ в пятницу 15-й луны»), то есть 25 декабря.
Установление даты празднования Рождества
Первые христиане были евреями и не отмечали Рождество, возможно под влиянием иудаизма (по иудейскому вероучению рождение человека — «начало скорбей и болей»). Поэтому в первые годы существования христианства никто не интересовался датой рождения Христа. Гораздо важнее для первых христиан с вероучительной точки зрения был праздник Воскресения Христова, который ныне известен как Пасха. После того, как в христианские общины вошли греки (и другие эллинистические народы) под воздействием эллинистических обычаев было начато празднование и Рождества Христова. По-видимому, единой даты Рождества не было, каждая община выбирала свою дату.
Часто датой Рождества выбиралась 6 января (шестой день года, так как Христос — это новый Адам, а Адам согласно ветхому завету был создан в 6-й день творения). Причем этот праздник идейно совмещал и Рождество и Крещение (Богоявление), ставшие впоследствии разными праздниками.
У язычников Римской империи был очень популярный праздник — день рождения Непобедимого Солнца (лат. Dies natalis Solis Invicti) 25 декабря (день зимнего солнцестояния), связанного с культом индоиранского бога Митры. По решению отцов Церкви было решено праздновать в этот день и Рождество Христово. Таким образом, 25 декабря — это условная дата.
Формально решение о праздновании Рождества Христова 25 декабря было принято на Эфесском (Третьем Вселенском) церковном соборе в 431 году.
Рождество в христианском богослужении
Рождество в богослужении Православной Церкви
Тексты богослужебных последований праздника содержатся в Минее, а порядок их совершения — в Типиконе.
Богослужение Рождества Христова имеет значительные отличия от богослужения прочих двунадесятых праздников. Так, в состав всенощного бдения накануне праздника входит великое повечерие (как и в канун Богоявления) вместо Великой вечерни (как в остальные двунадесятые праздники).
Первое в литургическом году рождественское песнопение — катавасия «Христос раждается…» (ирмосы первого Рождественского канона) — положено во все дни от праздника Введения во Храм Пресвятой Богородицы на службе с великим славословием. Катавасия поётся до отдания праздника Рождества, то есть 31 января по Юлианскому календарю.
На дни Рождественского поста, предшествующие Рождеству Христову, приходится память многих ветхозаветных пророков: Авдия, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея и Даниила. В дни памяти пророков (а также в некоторые иные дни поста — подробнее см. статью Рождественский пост) богослужение, согласно Уставу, совершается по великопостному чину: вместо пения «Бог Господь» на утрене поётся «Аллилуиа», за богослужением читается покаянная молитва Ефрема Сирина. Две последние Недели (воскресенья) пред Рождеством Христовым — Неделя святых пра́отец и Неделя святых отец — посвящены памяти всех ветхозаветных праведников и пророков и предков Иисуса Христа по плоти соответственно. Этим Церковь воспоминает жизнь человечества до пришествия в мир Христа. Всё это указывает на то, что до воплощения Христа над человечеством тяготело бремя первородного греха и подготавливает к мысли о том, что лишь Рождество Христово дало надежду на скорое снятие печати греха.
Праздник Рождества Христова, также как и Богоявление, в отличие от прочих двунадесятых праздников, имеет пять дней предпразднства. Такая продолжительная подготовка к празднику свидетельствует об особой важности для жизни христиан того события, которое отмечает церковь в этот день. В богослужебных текстах служб предпразднства содержатся призывы к молящимся устремить свой взор к Вифлеему и, очистив свои грехи, с чистым сердцем взирать на Деву Марию, «ищущую родити в вертепе всех Господа и Бога нашего». Христиане призываются к тому, чтобы также и они были свидетелями тайны Воплощения Бога-Слова. Каноны предпразднства составлены по образцу канонов Cтрастной Cедмицы. В них Богомладенцу противопоставляется царь Ирод и его советники, занимающие в службах предпразднства такое же место, как Иуда и соборище иудейское в службах Страстной Седмицы. Канон последнего дня предпразднства, 24 декабря, составлен по образцу канона Великой Субботы. Его главная мысль — плод Божества на земле, а именно — соединение земного с небесным.
Последний день предпразднства именуется На́вечерием Рождества Христова или Рождественским сочельником. В богослужебных текстах этого дня скорбные мотивы и призывы к достойной встрече родившегося Спасителя постепенно сменяются радостью и ликованием по поводу рождающегося Спасителя. Если службы предпразднства раскрывают тайну воплощения Бога, то в Навечерие внимание обращается уже на земные обстоятельства этого события: говорится о времени и месте, когда оно должно совершится, а также упоминаются все его участники — Дева Мария и Иосиф Обручник, волхвы и пастухи. Служба Навечерия, помимо своего содержания, характеризуется также и своим богослужебным строем, отличным от богослужебного строя всего остального годичного круга (за исключением дня Крещения Господня). Так, в Навечерие Рождества Христова читаются Царские часы вместо вседневных; эта служба совершается лишь три раза в году. Псалмы, читаемые на этой службе, представляют собой пророчества о явлении в мир Мессии. Чтения из Священного Писания — из Ветхого Завета, апостольских посланий и Евангелия, положенные на царских часах уже по своему содержанию раскрывают смысл самого праздника. Евангельские чтения охватывают промежуток от явления ангела во сне Иосифу до возвращения младенца Иисуса вместе с семьей из Египта.
В случае, если Навечерие выпадает на субботу или воскресенье, то в этот день Царские часы не служатся, а переносятся на пятницу. В таком случае в эту пятницу литургия не совершается. Если Навечерие случится в понедельник, вторник, среду, четверг или пяток, то утром — Царские часы; а в 1-м часу пополудни — вечерня в соединении с литургией Василия Великого. На вечерне читается 8 паримий — вместо обычных для праздничной вечерни трёх. Паримии содержат повествование о сотворении мира, пророчества о пришествии на землю Христа и о грядущем Царстве Христовом. Если Навечерие случится в субботу или Неделю (воскресенье), то обычным порядком и в обычное время совершается литургия Иоанна Златоуста; а в первом часу пополудни отдельно от литургии (по чтении 9-го Часа) — великая вечерня. Любопытно, что Типикон содержит явно ошибочное указание, которое митрополит Филарет (Дроздов) именует «замешательством в Уставе», назначая в Навечерие в субботу или Неделю, на вечерне, совершаемой по литургии, евангельское чтение из Матфея, зачало 53-е, — вместо праздничного от Луки, зачало 5-е, а также чтение Апостол Галатам, зачало 207-е (об оправдании в Новом Завете верой во Христа) — вместо праздничного Евреям, зачало 303-е (о превечном рождении Сына Божия от Отца). В субботу или Неделю по отпусте вечерни, а в прочие дни седмицы по отпусте литургии — поставляется свещник посреди храма, а оба лика (и все клирики), ставши вместе, поют тропарь Рождества, «Слава и ныне» и кондак «Дева днесь». По пении «входим в трапезу, и ядим варение [то есть варёную пищу] со елеем, рыбы же не ядим»; в субботу же или Неделю «ядим совершенно [то есть до сытости], рыбы же не ядим, но со древяномаслием, и сочиво обварено, или кутию с медом.»
Бдение в канун Рождества начинается с великого повечерия (в котором, однако, опускаются конечные молитвы) — вместо обычной вечерни, которая уже отправлена вместе с литургией Навечерия. «Аще случится Рождество Христово в неделю, воскресно ничтоже поем» — предписывает Устав. По прочтении великого славословия — лития и благословение хлебов; затем праздничная утреня.
В сам праздник Рождества служится литургия Иоанна Златоуста; или, если он выпадает на воскресение или понедельник, — Василия Великого, так как литургия Василия Великого уже совершалась накануне. За этой литургией вместо обычных изобразительных псалмов поются торжественные праздничные антифоны. Апостольское чтение этого дня (Гал 4. 4—7) говорит о том, что дало воплощение Бога Слова христианам. В евангельском чтении праздника (Мф 2. 1—12) говорится о поклонении волхвов. Вместо Трисвятой песни — «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, аллилуия»; вместо «Достойно есть» — «Величай, душе́… Любити убо нам…» (ирмос 9-й песни 2-го канона).
До 1918 года с Рождеством в России соединялось воспоминание «избавления Церкви и Державы Российския от нашествия Галлов и с ними двадесяти язык в 1812 году». По литургии 25 декабря совершался благодарственный молебен с коленопреклонением; возглашались многолетие здравствующему Императору и всему Царствующему Дому и «вечная память» Александру I, а также многолетие воинству.
ru.wikipedia.org.