24 декабря 2004 года Госдума приняла поправки в Трудовой кодекс РФ, изменяющие праздничный календарь России. С 2005 года 12 декабря более не является в России выходным днём, а День конституции 12 декабря причислен к памятным датам России.
Конституция Российской Федерации — основной закон Российской Федерации; единый, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории Российской Федерации политико-правовой акт, посредством которого народ учредил основные принципы устройства общества и государства, определил субъекта государственной власти, механизм ее осуществления, закрепил охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.
В истории Российской Федерации было пять конституций, включая ныне действующую. Первая была принята ещё в 1918 году, а последняя - 12 декабря 1993 года по результатам всенародного голосования, проведённого в соответствии с Указом Президента РФ от 15 октября 1993 № 1633 «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации». Конституция Российской Федерации 1993 года вступила в силу в день её опубликования в «Российской газете» — 25 декабря 1993 года.
История
- В Российской империи в 1906 году, следуя обещанию, данному императором в манифесте 17 октября 1905 года, были созданы и приняты «Основные государственные законы». Первая конституция Российской Федерации была принята V Всероссийским Съездом Советов в заседании от 10 июля 1918 года как Конституция (Основной Закон) РСФСР.
- В 1925 году была принята новая Конституция (Основной Закон) РСФСР
- В 1937 году была принята новая Конституция (Основной Закон) РСФСР
- В 1978 году была принята новая Конституция (Основной Закон) РСФСР
Структура
Действующая Конституция РФ состоит из Преамбулы и двух разделов. Первый раздел включает 9 глав и состоит из 137 статей, закрепляющих основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем в Российской Федерации, основные права и свободы личности, федеративное устройство Российской Федерации, статус органов публичной власти, а также порядок пересмотра Конституции и внесения в неё поправок. Второй раздел определяет заключительные и переходные положения и служит основой преемственности и стабильности конституционно-правовых норм.
Непосредственно структуру Конституции РФ можно отобразить следующим образом:
- Преамбула
- Раздел первый
- Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1-16)
- Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (статьи 17-64)
- Глава 3. Федеративное устройство (статьи 65-79)
- Глава 4. Президент Российской Федерации (статьи 80-93)
- Глава 5. Федеральное Собрание (статьи 94-109)
- Глава 6. Правительство Российской Федерации (статьи 110-117)
- Глава 7. Судебная власть (статьи 118-129)
- Глава 8. Местное самоуправление (статьи 130-133)
- Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр конституции (статьи 134-137)
- Раздел второй. Заключительные и переходные положения
В Главе 9 Раздела первого Конституции Российской Федерации рассматриваются вопросы пересмотра Конституции и внесения поправок в Конституцию. Данные вопросы также урегулированы в Федеральном законе от 6 февраля 1998 года "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации". Кроме того, в статье 135 Конституции Российской Федерации указано, что должен быть принят Федеральный конституционный закон о Конституционном Собрании, однако, такой закон до сих пор не принят.
Субъект конституционной законодательной инициативы - это субъекты, которые могут вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции. Таковыми являются:
- Президент Российской Федерации;
- Совет Федерации;
- Государственная Дума;
- Правительство Российской Федерации;
- законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации;
- группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.
Процедура пересмотра Конституции Российской Федерации начинается с внесения субъектом конституционной законодательной инициативы предложения о пересмотре Конституции в Государственную Думу. Если это предложение будет принято Государственной Думой (необходимо не менее трёх пятых голосов), то оно в течение пяти дней направляется в Совет Федерации (который также должен одобрить его тремя пятыми голосов). После этого должно быть созвано Конституционное Собрание - особый учредительный орган, порядок формирования и деятельности которого должны быть прописаны в специальном Федеральном конституционном законе. Конституционное Собрание принимает одно из следующих решений:
- подтверждает неизменность Конституции;
- разрабатывает проект новой Конституции, который:
- принимается самим Конституционным Собранием двумя третями голосов или
- выносится на всенародное голосование, где проект должен быть одобрен более одной второй от числа избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нём приняло участие не менее половины избирателей.
поправки в главы 3-8 - изменения вносятся законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации;
поправки в статью 65 (в которой перечислены субъекты Российской Федерации), которые могут быть связаны с:
- принятием в Российскую Федерацию и образованием в её составе нового субъекта Российской Федерации, а также изменением конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации - в данном случае изменения вносятся Федеральным конституционным законом;
- изменением наименования субъекта Российской Федерации - изменения вносятся Указом Президента Российской Федерации.
На данный момент в Конституцию Российской Федерации, в статью 65, были внесены следующие поправки:
- Указ Президента РФ от 9 января 1996 года
- Указ Президента РФ от 10 февраля 1996 года
- Указ Президента РФ от 9 июня 2001 года
- Указ Президента РФ от 25 июля 2003 года
- Федеральный конституционный закон от 25 марта 2004 года: Пермская область и Коми-Пермяцкий АО изменили свой конституционно-правовой статус, став единым субъектом Российской Федерации - Пермским краем;
- Федеральный конституционный закон от 14 октября 2005 года: Красноярский край, Таймырский (Долгано-Ненецкий) АО и Эвенкийский АО изменили свой конституционно-правовой статус, став единым субъектом Российской Федерации - Красноярским краем;
- Федеральный конституционный закон от 12 июля 2006 года: Камчатская область и Корякский АО изменили свой конституционно-правовой статус и с 1 июля 2007 года стали единым субъектом Российской Федерации - Камчатским краем;
- Федеральный конституционный закон от 30 декабря 2006 года: Иркутская область и Усть-Ордынский Бурятский АО изменият свой конституционно-правовой статус и с 1 января 2008 года станут единым субъектом Российской Федерации - Иркутской областью (поправка не вступила в силу).
Несмотря на то, что в соответствии с конституцией РФ права и свободы человека являются высшей ценностью, конституция РФ допускает их ограничение. Исходя из требований ст. 55, такие ограничения должны удовлетворять следующим требованиям:
- Ограничение прав не должно достигать таких размеров, при которых можно будет говорить об отмене или даже умалении отдельных прав человека и гражданина, подразумевающем законодательное установление в сфере соответствующих прав и свобод меры свободы меньшей, чем необходимая с точки зрения основного содержания этих прав и свобод;
- Никакие ограничения прав и свобод человека и гражданина не могут быть сделаны на основе подзаконных актов;
- Исчерпывающим перечнем оснований для ограничения прав и свобод человека и гражданина является «защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».
- Ограничение права и свобод не должно превышать минимально необходимую меру, позволяющую реализовать приведенные в предыдущем пункте цели.
- Должны одновременно выполняться все перечисленные в пп. 1-4 требования, а также остальные требования конституции РФ.
Всенародное голосование по Конституции России
Всенародное голосование 12 декабря 1993 года было проведено по инициативе президента Ельцина (в соответствии с указом президента РФ от 15 октября 1993 № 1633 «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации») после разгона Верховного Совета и фактического прекращения действия Конституции Российской Федерации — России, принятой в 1978 году. Целью всенародного голосования было утверждение новой Конституции России, дающей президенту более широкие полномочия. В референдуме приняли участие 54,81 % избирателей. За принятие новой Конституции высказалось 58,43 % от принявших участие в голосовании, что, однако, составило гораздо менее половины всех избирателей. Конституция всё же была принята, так как голосование проводилось в соответствии с «Положением о всенародном голосовании», утвержденным указом Президента, а не в соответствии с Законом «О референдуме Российской Федерации», требовавшим при принятии изменений в Конституцию большинства от списочного состава избирателей, хотя ст. 121-8 действовавшей Конституции гласила:
Указы Президента Российской Федерации не могут противоречить Конституции и законам Российской Федерации. В случае противоречия акта Президента Конституции, закону Российской Федерации действует норма Конституции, закона Российской Федерации.
Одновременно были проведены выборы в Государственную думу и выборы в Совет Федерации первого созыва — органы, предусмотренные проектом новой Конституции. На выборах в Думу победила ЛДПР. Демократические партии и блоки (включая проправительственный «Выбор России») в сумме получили менее половины голосов избирателей (менее 17 % от списочного состава). В мае 1994 года были опубликованы выводы экспертной группы А. А. Собянина при администрации президента о масштабных фальсификациях на этом референдуме (после этой публикации президентская администрация прекратила сотрудничество с группой). Согласно выводам этой комиссии, в референдуме принимало участие не более 46 % от списочного состава избирателей, а следовательно, Конституция не была принята на референдуме. Центризбирком отвергал эти обвинения. Избирательные бюллетени были вскоре уничтожены по распоряжению председателя Центризбиркома Н. Рябова.