Древнейшие рабовладельческие государства Закавказья и Средней Азии
форма первых классовых отношений может быть различна: в одних случаях рабовладельческой, в других - феодальной. Процесс смены первобытнообщинного строя классовым растянулся на несколько тысяч лет; у на-родов Древнего Востока он протекал в III тысячелетии до н.э., а у некоторых народов он начался только в XIX в. н. э.
Изучение процесса классообразования во всем его многообразии- насущная задача историков-марксистов.
Основные черты рабовладельческого строя
Совершенствование техники позволяло вести хозяйство все меньшими коллективами. Возрастала хозяйственная самостоятельность отдельных семей, и постепенно нарушался прежний принцип всеобщего равенства при разделе урожая. При установившемся к этому времени патрилокальном браке выигрывали те семьи, в составе которых было больше мужчин и, следовательно, больше своих работников; кроме того, женитьба каждого сына приводила в семью новую работницу. Создавалось неравенство семей в роде. Там, где условия ведения хозяйства не требовали участия большого коллектива (необходимого, например, для рытья каналов или расчистки леса при подсечной системе), там происходило выделение из семьи молодых, которые организовывали свое отдельное хозяйство.
Это способствовало возникновению соседской общины, заменявшей собой родовую.
Развивалась частная собственность на орудия труда, оружие, на часть результатов труда отдельного человека (например, на мелкую охотничью добычу у земледельцев). Позднее появляется собственность на скот и на землю.
Развивались ремесло и торговля. Внутри племени росло имущественное неравенство. Богатства скоплялись в руках племенной знати. Участившиеся войны и ставшие теперь возможными (благодаря возросшим общественным запасам) далекие походы конных воинов усиливали неравенство. Побежденные превращались в рабов, победители— в рабовладельцев. Вожди племени, жрецы почитаемых богов, военачальники удачливых дружин становились первыми рабовладельцами и одновременно захватчиками общественных запасов и угодий внутри своего племени. На положении рабов оказывались не только пленные чужеплеменники, но и беднейшая часть соплеменников. Разложение первобытнообщинных отношений приводило к созданию общественного строя, основанного на классовом антагонизме.
Во всемирной истории первыми антагонистическими обществами были рабовладельческие (древнейшие цивилизации Месопотамии, Индии, Закавказья, Средней Азии, Египта и Китая), на смену которым впоследствии закономерно приходили общества феодальные. Но у ряда народов первой классовой общественно-экономической формацией, сменившей первобытнообщинные отношения, был феодальный строй.
В рабовладельческом и феодальном обществе существовали как свободные общинники, так и рабы, хотя последние при феодализме не играли главной хозяйственной роли. Различие же между этими формациями состоит в том, что рабовладение было основано на принудительном использовании в господском хозяйстве труда людей, составлявших полную собственность их господина и не имевших своих средств производства, а феодализм- на принудительной эксплуатации труда людей (крестьян), ведших свое хозяйство и обладающих средствами производства.
кроме земли (принадлежавшей господину). Однако и при переходе к феодализму непосредственно от первобытнообщинного строя рабство играло важную роль.
Развитию рабовладельческой формации способствовало наличие условий для организации крупного господского хозяйства (при примитивной технике), для овладения племенной знатью жизненно важными средствами ведения общинного хозяйства (например, оросительными каналами, рудными разработками и др.), для расширения источников получения новых рабов. Такие условия отсутствовали у большинства земледельческих племен северных лесных областей, поэтому рабовладельческие отношения не могли там получить достаточного развития. На юге, особенно в земледельческих районах Причерноморья, Закавказья и Средней Азии, сложились рабовладельческие государства, относящиеся к древнейшим цивилизациям мира.
Несмотря на крайнюю жестокость рабства, рабовладельческая формация была значительным шагом вперед по сравнению с первобытнообщинным строем. Рабовладельческое общество могло несравненно полнее использовать возросшие производительные силы. При рабовладельческом строе развивалось специализированное ремесло, завязались широкие торговые связи, возникли города с высокой для того времени и своеобразной культурой. Потребности учета в крупном хозяйстве и интересы торговли обслуживала возникшая письменность, которая сохранила нам имена народов и драгоценные сведения об их языке и образе жизни.
Государство Урарту
В клинописных текстах XII и XI вв. до н. э. в качестве главного племени федера-ции выступает Наири. Тогда этот союз объединял до 40 — 60 племен с их «царями».
Возникшая у закавказских племен собственная письменность рассказывает нам о превращении в I X в. до н. э. союза племен в государство Урарту. Оно просуществовало около трех столетий. Первыми известными царями Урарту были Арам (860- 825 гг. до н.э.), Сардур (упомянут в 834 г. до н. э.), Ишпуин, сын Сардура, и Менуа, сын Ишпуина. Из этих данных видно, что в Урарту образовалась династия потомков Сардура I , которая правила до 585 г. до н.э.
Десятки племен были подчинены и объединены в одно значительное государство, ставшее в VIII в. до н. э. соперником Ассирийской державы и крупной силой Древнего Востока.
В Урарту были развиты различные отрасли экономики. В долинах рек преобладало земледелие, требовавшее искусственного орошения; в горах- полукочевое (эйлажное) скотоводство. Возделывались разные сорта пшеницы, ячменя, проса, разводились виноград, инжир, миндаль. Из домашних животных были известны коровы и овцы. Постепенно расширялось коневодство, имевшее значение для пополнения конями царского войска. Разводились верблюды. К сожалению, недостаточно известны жизнь урартийской деревни и положение крестьян и рабов.
Трудом рабов сооружены многочисленные каналы и озера- водохранилища, про-рубленные в скалах, крепости в горах, частично высеченные в скале, частично выстроенные из колоссальных тяжелых камней весом в десятки тонн. Возведение этих сооружений требовало громадных усилий от рабов.
В Армении до сих пор сохранились эпические сказания о великанах, будто бы строивших крепости.
Урартийские ремесленники были опытными мастерами, постигнувшими технику обработки бронзы, железа, драгоценных металлов, камня, глины, дерева и т. д. Вся роскошь царских дворцов и храмов, известная по описаниям и археологическим раскопкам, была делом рук местных мастеров, большая часть которых принадлежала, по всей вероятности, к числу рабов.
В состав рабовладельческого государства Урарту входил ряд земледельческих и скотоводческих областей, населенных различными племенами. Многократно происходили восстания покоренных племен, жестоко подавляющиеся царями.
Как явствует из клинописных надписей царей Аргишти (781-760 гг. до н.э.) и Сардура II (760 — 730 гг. до н. э.), наивысшего расцвета государство Урарту достигло в VIII в. до н. э. Надпись Сардура была высечена на каменной плите, прикрывавшей вырубленную в скале нишу в форме двери, которая как бы вела в сердцевину горы. По поводу этой «двери» сложились легенды о будто бы скрытых за нею в глубине горы сокровищах («Сезам — отворись»). Эта надпись повествует о походах и богатой добыче, взятой в соседних странах. «Сардур, сын Аргишти, говорит: вот сколько для царства я в тех странах в один год сделал, всего 12735 юношей я угнал; 46 600 женщин я забрал; 12 000 воинов я захватил; 2500 коней я добыл; 23 335 голов скота, 58 100 овец я добыл с помощью бога Халда. Эти прекрасные дела в один год Сардур, сын Аргишти, совершил».
Грабительские походы обогащали урар-тийских рабовладельцев.
Образцом урартийских царских городов-дворцов может служить раскопанный в окрестностях Еревана «город бога Тейшебы» (современный холм Кармир-Блур). Здесь (обнаружены мощные стены из сырцового кирпича, дворец из 120 комнат с огромными кладовыми для зерна и вина, богато украшенные царские доспехи, посуда и много предметов быта. Жители города находились на царском довольствии и не вели своего личного хозяйства, что было типично для рабовладельческого государственного города. Город погиб от нашествия врагов, сопровождавшегося разграблением и пожаром. Находка большого количества скифских стрел на улицах позволила установить время уничтожения города (VI в. до н. э.) и виновников его Гибели- скифов, пришедших сюда с севера, из европейских степей. Северные кочевники-киммерийцы и скифы — разрушали не только города, но жизненно важную оросительную систему.
Город Ереван получил свое имя от урартийского города Еребуни.
Большие богатства принадлежали храмам и жрецам. Так, в 714 г. до н.э. во время разграбления одного окраинного урартийского города (Мусосира) ассирийцы взяли из храма бога Халда 6 золотых щитов с головами собак; 12 серебряных щитов с головами драконов, львов и туров; бронзовые статуи обожествленных царей на колесницах и многое другое. Всего из храма было вывезено полтонны серебра, оружия.
Урартийцы приносили своим многочисленным богам в жертву быков, баранов, а в особо важных случаях устраивали человеческие жертвоприношения. Религия в государстве Урарту носила ярко выраженный классовый характер, оправдывая и освещая действия царей, являвшихся и верховными жрецами. Народные воззрения, судя по дошедшим до нас памятникам искусства, отличались от кровавых культов рабовладельцев. В народе сохранились и пережитки религиозных представлений времени первобытнообщинного строя: был развит культ дерева как символа жизни, широко применялись магические заклинательные рисунки.
У населения Урарту была своя письменность (клинопись). В Урартийском государстве возникла математическая наука, были созданы свои меры, своя цифровая система.
Около 590 г. до н.э. мидяне (южные соседи урарттийцев) разгромили столицу Урарту - город Тушпу, и государство, просуществовавшее несколько столетий, пало.
В армянском и отчасти грузинском языках ученые устанавливают ряд терминов, восходящих к урартийскому языку. В армянском эпосе сохранились легенды, уходящие корнями в урартийскую эпоху.
Урарту - первое государство в Закавказье, возникшее на рабовладельческом базисе, сыграло важную роль в истории закавказских народов.
Рабовладельческие государства Закавказья и Средней Азии середины I тыс. до н. э.
В середине I тысячелетия до н. э. рабовладельческие государства образовались как на бывшей территории Урарту (армянское государство Армина 610 — 520 гг. до н. э.), так и далеко за ее пределами. Греческие мифы рассказывают о богатом Колхидском царстве (на восточном побережье Черного моря), куда стремились уже в VI в. до н. э. с берегов и островов Эгейского моря искатели приключений.
Повествуя о расселении грузинских племен в VI в. до н. э., Геродот (V в. до н. э.) называет колхов, населяющих Колхиду (Западная Грузия). Здесь были развиты металлургия, ткацкое ремесло и пр. Колхидское царство занимало обширную территорию, простиравшуюся от современной Абхазии по Черноморскому побережью на юг и на запад. Колхи вели торговлю с греками. Главными пунктами торговли в VI—V вв. до н. э. были греческие колонии: Трапезунт (современный Трабзон), Керасунт (Гиресун), Фасис (Поти), Диоскурия (Сухуми), Питиунт (Пицунда). С V в. в Колхиде чеканили серебряную монету (колхидку). Древнейшие сведения об Иберии (Восточной Грузии) восходят к IV в. до н. э.
В Средней Азии в середине I тысячелетия до н. э. произошел массовый переход к оседлому земледелию с искусственным орошением, приведший к возникновению рабовладельческих отношений. Созданный индоевропейскими народами Средней Азии древний эпос («Авеста») уппоминает Хорезм — «страну солнца» (по нижнему течению Аму-Дарьи), Согдиану «богатую людьми и стадами» (в долине Зеравшана); «могучий и священный» Мары, Бактрию — «страну с высокоподнятыми знаменами» (в верховьях Аму-Дарьи). Как и в других странах Древнего Востока, здесь были сильны элементы родо-племенного строя. Гимны «Авесты» знают семью, родовую общину, племя и область (являвшуюся, очевидно, союзом родственных племен, возглавлявшимся царем). О том, что в это время уже возникли классы, явствует из упоминания в эпосе касты жрецов огня, касты воинов («ездящих на боевых колесницах») и касты земледельцев. Имеются упоминания и о касте ремесленников.
Археологические раскопки вскрыли в пустынях Хорезма (до нашествия Чингис-хана хорошо орошавшихся) и родовые поселки-крепости, внешне похожие на города, и настоящие рабовладельческие города с богатыми дворцами и храмами. Мощные укрепления были нужны для защиты от кочевников, занимавших степи современного Казахстана. Исследователи предполагают, что в Хорезме около VI в. до н. э. возникло сильное рабовладельческое государство.
Образование народностей
Создание союзов племен и рабовладельческих государств способствовало формированию народностей. Народность — это исторически складывающаяся (на основе этнической племенной общности) общность людей эпохи возникновения и развития рабовладельческого или феодального строя. Признаками народности являются единый язык (при наличии диалектов), единая территория, общие черты культуры. Для образования народностей необходимо и наличие экономических связей; однако эти связи еще слишком слабы, что приводит к дроблению, смешению и скрещиванию народностей.
Процесс формирования народностей в Закавказье и Средней Азии изучен недостаточно. Предполагают, что примерно между V и II вв. до н. э. сложилась армянская народность. В середине I тысячелетия до н. э. образовались две родственные древнегрузинские народности: колхская и картлийская. Их консолидация в единую древнегрузинскую народность произошла позднее. В средней Азии началось формулирование народностей, говоривших на североиранских наречиях индоевропейской языковой системы. Примером таких народностей являются таджики, сохранившие свой древний язык.
Если рабовладельческое или феодальное государство создавалось на основе одной народности или группы родственных племен, то оно способствовало дальнейшему формированию и упрочению народности.
Ряд крупных монархий древности (например, империи Кира и Александра Македонского) представляли собой непрочные объединения различных племен и народностей в результате завоевания.
Передвижения кочевнинов. Вторжения персидских войск. Походы Александра Македонского. Государства Средней Азии в IV—I вв. до н. э.
Особенно тяжело отражались на населении вторжения войск из соседних рабовладельческих государств, всегда сопровождавшиеся жестокостями и приводившие к опустошениям.
Надпись, рассказывающая о походе ассирийского царя Саргона на Урарту в 714 г. до н. э., дает представление об ужасах завоевания: «Как темная туча вечера, покрыл я (Саргон) эту страну, все покрыл я, подобно стае саранчи... Я предал огню их прекрасные жилища..., в лагере своем зерно я нагромоздил, подобно холмам..., я вырубил их величественные фруктовые сады и бесчисленные виноградники, я уничтожил всю их воду. Я вырубил их большие леса, сжег деревья, превратил страну в пустыню... 146 городов в этой стране я сжег... и, как ураган, я покрыл дымом небо».
Сложившееся в VI в. до н. э. в Персии государство Ахеменидов угрожало народам Закавказья и Средней Азии. Войска персидского царя Кира покорили Армению (546 г. до н. э.) и вторглись в земли массагетов (юго-восточнее Аральского моря). Массагеты разбили захватчиков. По преданию, царица массагетов приказала отрубить голову Киру и бросить ее в бурдюк с кровью со словами: «Насыться крови, которой ты жаждал и которой никогда не мог насытиться».
Один из преемников Кира Дарий I (522 — 486 гг. до н. э.) постоянно подавлял вспыхивавшие восстания в огромной, но непрочной державе. Так, в долине Мургаба (Туркмения) по его приказу были убиты десятки тысяч восставших. Народный эпос приаральских племен сохранил (в передаче греческих авторов) предание о героическом поступке пастуха Ширака, который под видом проводника заманил войско Дария в безводную пустыню, где погиб сам, но погубил и войско врагов.
Большой поход был предпринят Дарием в 514 г. до н. э. через Балканский полуостров на европейских скифов. Завлеченные скифами в глубь страны, войска Дария потерпели неудачу. Против Дария выступили не только скифы, но почти все население Восточной Европы. Военная мощь государства Ахеменидов была значительно подорвана.
Несмотря на все отрицательные последствия завоеваний Александра Македонского для народов Средней Азии, в результате этих завоеваний усилилось экономическое и политическое взаимодействие между странами, входившими в состав его державы, укрепились связи Средней Азии со Средиземноморьем, развивалась эллинизация Востока.
После распада державы Александра Македонского в Средней Азии образовался ряд рабовладельческих государств (Парфия, Бактрия, Хорезм-Кангха, Кушанское царство, Эфталитское царство и др.). Здесь создалась богатая и яркая культура, возник ряд городов, существующих и поныне (Самарканд, Мары, Пянджикент и многие другие), завязались торговые и культурные связи с Индией, Китаем и Европой.
Упомянутые государства зачастую охватывали значительную территорию за современной границей СССР, в том числе земли Ирана (Парфянское царство III — II вв. до н. э.), Афганистана и Индии (Кушанское царство II в. до н. э. — III в. н. э.).
Дополнением к свидетельствам письменных источников о народах Средней Азии являются археологические данные. Раскопки вскрыли ряд укрепленных городов и поселений. Так, например, открыт дворец парфянских царей в их столице Несе (близ Ашхабада), в котором обнаружены пышно убранные залы, роскошная пиршественная утварь с тонкой резьбой из слоновой кости, памятники живописи и скульптуры.
В I в. до н. э. Парфии пришлось выдержать напряженную борьбу с Римом, стремившимся к продвижению на восток. В 54 г. до н. э. парфяне нанесли решительное поражение войскам римского полководца Красса в районе Евфрата. Положение римлян в Малой Азии, Сирии, Палестине было сильно поколеблено.
Закавказье на рубеже н. э. Тигран Великий
В центральных частях Армении существовало развитое земледельческое хозяйство. В горных областях было развито скотоводство. В горах производилась добыча меди, железа, свинца, серебра, золота. Крестьянство было организовано в сельские общины и несло казенные повинности. В хозяйствах знати использовался труд рабов, а также закабаленных общинников. Торговля имела преимущественно транзитный характер. Города возникали на важнейших торговых магистралях.
Правительство Тиграна строило много новых городов, населяя их ремесленниками. Контингент рабов сильно увеличился за счет пленных. Было создано значительное войско. Армения вела борьбу против агрессии со стороны Рима, стремившегося овладеть торговыми путями. Борьба эта носила общена-родный характер.
В это время в Армении сложилась высокая культура. Здесь развивались различные виды искусства, возник театр, значительного уровня достигла архитектура. Высокохудожественный народный эпос повествовал о борьбе народа за независимость страны. Придворный эпос воспевал время правления Тиграна как «двадцать пять лет беспрерывных успехов». Заметное влияние на армянскую знать оказала эллинистическая культура.
Слабость экономических связей между отдельными областями, входившими в состав Армянского государства и находившимися на разном уровне хозяйственного развития, определила его непрочность. Армянское рабовладельческое государство было разрушено в результате завоевания его римлянами.
Рабовладельческие отношения в Армении в результате дальнейшего развития производительных сил в IV —V вв. н. э. уступили место феодальному строю.
Описание народов Кавказа сделано знаменитым греческим географом Страбоном, писавшим в начале I в. н. э. Страбон подробно рассказывает об Иберии (Грузии) как о стране, «заселенной в большей части городами и хуторами». Автор указывает что жители Иберии делятся на четыре сословия. Из первого сословия выходят цари. Второе сословие составляют жрецы. К третьему — относятся воины и земледельцы. К четвертому — царские рабы, т. е., по-видимому, зависимые земледельцы. Далее автор отмечает пережитки родового строя у грузин: «Имущество у них общее по родам; заведует и распоряжается им в каждом роде старейший».
Подробно говорит Страбон и о народах Северного Азербайджана, называвшегося тогда Албанией. Он описывает скотоводство, земледелие и виноградарство, являвшиеся занятием прикаспийских албанцев, и отмечает, что прежде у них существовало 26 племен, объединенных уже к его времени под властью одного царя.
О других народах Кавказа Страбон приводит меньше данных, отмечая, однако, обилие племен (до 70), изолированных друг от друга. «Народы, живущие у Кавказа, бедны и малоземельны, — говорит автор. — Все они говорят на разных языках, так как живут разбросанно...» Таким образом,, рабовладельческий строй в странах Закавказья сочетался с пережитками патриархально-родовых отношений.