Изданные в 1497 и 1500 году новые судебники ограничивали уход крестьян от своих господ. Только окончив полевые работы, крестьянин мог уйти от своего господина, то есть перейти от одного помещика к другому. Это происходило в течение двух недель: одна неделя до Юрьева дня и неделя после него. Переходы совершались после предварительного объявления помещику и при свидетелях, семь дней назначались для объявлений и сделок и семь дней для сборов.
Об этом дне сохранилось много поговорок: «Мужик не тумак, знает, когда живет Юрьев день», «Мужик болит и сохнет по Юрьев день», «На чью долю потянет поле, то скажет Юрьев день», «Крепки ряды Юрьевым днем», «Позывал дьяк мужика судиться на Юрьев день, а мужик был таков», «Наряжалась баба на Юрьев день погулять с барского двора». Так было до XVI века, когда безземельные крестьяне могли свободно переходить от одного землевладельца к другому.
В 1592 году Борис Годунов отменил право перехода крестьян к другому владельцу земли, закрепив их навечно за боярами, вотчинниками.
Царь Борис Феодорович первый остановил бродяжничество крестьян и укрепил их за владельцами. Царь Василий Иоаннович Шуйский указом 1607 года, 9 марта, решительно запретил крестьянские переходы. Царь Михаил Феодорович введением Писцовых книг и всеобщей переписью определил права помещичьи и оставил крестьян навсегда при землевладельца. Отсюда и пошли пословицы: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!», «Дожидайся Юрьева дня, когда рак свистнет», «Зарекался мужик на Юрьев день радеть о боярском добре».
Говорили: «На Егория осеннего змеи-именниницы», поэтому в народных представлениях Егорий-змееборец наделен способностью отвращать змей от человека и домашних животных, так как «Змеи в Егорьев день ни грешных, ни святых не оставляют».
К Егорьеву дню обивали двери войлоком или рогожами, конопатили окна и погреба.
Считали: «Егорий зимний — охранитель скота, повелитель волков», «С Егория медведь в берлоге крепко засыпает, а волки жмутся к деревенским задворкам», начинают ходить за добычей, но «Что у волка в зубах, то Егорий дал».
Были и приметы: «В Юрьев день ходили слушать воду в колодцах: коли тихо, не волнуется, зима будет теплая, послышатся звуки — ожидай сильных вьюг и морозов», «Если до Егорьева дня бывает иней, то сев овсов в будущем году окончится до Егорьева дня».