Водокрещи. С давних пор в русских деревнях сохранилось поверье, по которому если в ночь на 19 января помолиться открытому небу, то сбудется любая просьба, так как в Богоявленскую ночь, перед утреней, небо открывается.
А старики замечали: «На Богоявление снег хлопьями — к урожаю, ясный день — к неурожаю», «В Крещение в полдень синие облака — к урожаю», «Если на Крещение была облачная, пасмурная погода, лежал туман или шел снег *— осенью ждали хорошего урожая; если в крещенскую ночь было полнолуние — весной ожидался большой разлив рек», «Звездистая ночь на Богоявление — урожай на горох и ягоды», «На Богоявление день теплый, хлеб будет темный, то есть густой», «Коли на Крещение собаки много лают, будет много дичи и зверья».
С Крещения до масленицы играли свадьбы, шли свадебные недели. А народ говорил с облегчением: «Трещи не трещи, минули водокрещи», «Дуй не дуй, а великодень у порога», «Дуй не дуй, не к Рождеству идет, к великодню».
* Крещение — погружение в воду: христианский обряд, символизирующий очищение души от греха и преданность Богу.
Богоявление Господне. Крещение
Богоявление Господне — великий двунадесятый праздник. В этот день церковь вспоминает евангельское событие на Иордане, когда Иисус Христос пришел к Иоанну Крестителю и крестился у него в иорданских водах.
Один из важнейших моментов в земной жизни Иисуса Христа — Крещение. Когда настало время начала проповеди им закона Божьего, он, около тридцати лет от роду, оставил уединенный Назарет и явился на берега Иордана, где Крещение совершил Иоанн Предтеча, или Креститель, введший этот обряд в знак очищения покаявшихся от грехов. Так как народ ожидал пришествия Мессии, многие спрашивали: «Неужели Иоанн — тот обещанный Мессия, избавитель?» Но Иоанн отвечал: «Я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у которого я недостоин развязать ремень обуви; он будет крестить вас Духом Святым и огнем». Это он говорил об Иисусе Христе.
И вот Иисус пришел к Иоанну, чтобы креститься от него. Иоанн же, зная, что Иисус не нуждается в крещении покаяния, удерживал Его, говоря: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» Но Иисус сказал ему в ответ: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду». Тогда Иоанн допускает Его. Крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и вот, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И был глас с небес, глаголящий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».
При Крещении Спасителя было особое явление всех трех лиц Божества: Отец из отверстых небес гласом свидетельствовал о крещаемом Сыне и Святой Дух в виде голубя сошел на Иисуса, подтверждая таким образом Слово Отца. Крещение Спасителя и вместе откровение всех лиц Святой Троицы. Поэтому праздник Крещения имеет еще название Богоявление.
Христос был безгрешен, но он принял Крещение для того, чтобы собственным примером освятить обряд, который, благодаря Его искупительным заслугам, впоследствии получил значение таинства и сделался не знаком только покаяния и очищения, но и действительным очищением людей от первородного греха. «Кто будет веровать и креститься, спасен будет».
День Крещения для церкви — это рождение христианства, так как после крещения Иисус начал проповедовать, просвещать народ. Со временем Крещения совпадает время вступления Христа на общественное служение, поэтому с праздником стали соединять представление о мессианстве Христа, засвидетельствованном Отцом и Святым Духом при Крещении. Первое известие о празднике мы имеем от 360 года. Есть в этом празднике сходство с Рождеством — сочельник. На Крещение заканчивалось святочное веселье.
В навечерье Богоявления и в самый праздник бывает великое освящение воды — водосвятие в церквах, а также на реках, прудах и колодцах. Бывало, всей деревней, сопровождая крестный ход, шли к ближайшей реке или озеру, к заранее приготовленной проруби. Называлось это «хождение на Иордан». Тут у проруби - «иордани» во время молебствия воду освящали, трижды опускали в нее большой серебряный крест. Смельчаки окунались в проруби и даже купались. Купались также благочестивые и больные люди, надеясь быть здоровыми. Этот обряд происходит из глубокой христианской древности, на древнем русском языке назывался водокрещением.
Богоявленская и Крещенская вода издревле считалась великою святынею. Ее хранили в продолжение целого года, ею окропляли вещи, принимали ее с верою при болезнях и давали пить тем, кто по каким-то причинам не мог быть допущен к причащению.