Уважением к Макарию проникнуты все отзывы современников, к какому бы лагерю они ни принадлежали, вероятно, из-за мягкости его характера.
Много трудов Макарий вложил в распространение христианства между северо-российскими инородцами, вводил в монастырях общежитие, основал типографию в Москве для печатания священных книг. Его идеей централизма является канонизация святых.
Митрополит Московский и всея Руси Макарий показал подвиг добродетельной и постнической жизни, за которую он сподобился дара прозорливости и чудотво-рения, о чем имеются многочисленные свидетельства его современников. Как ревностный хранитель чистоты веры, святитель боролся с различными ересями. Его церковная деятельность отмечена собиранием духовных сокровищ Русской Церкви (Великие Макарьевские Че-тьи-Минеи) и поднятием уровня духовного просвещения. По инициативе и под руководством митрополита Макария были созданы Четьи-Минеи в тридцатых-сороковых годах XVI века. Это обширнейший свод всей «чтимой» на Руси церковной литературы, предназначенной для чтения дома и во время церковных служб. Эти ежедневные чтения должны были напоминать людям о нравственности, указывать на те образцы христианской морали, воплощением которых стали русские святые. Умер Макарий в 1563 году. День прославления его 12 января (30 декабря).
Онисья-желудочница. Анисья. На Они-сью-желудочницу варят свиную требуху и режут гусей.
Обычно в день Онисьи наши поселяне били свиней и гадали о зиме по печени и селезенке. Судили так: если селезенка была ровной и гладкой, то ожидали зимы суровой; если она к спине была толще, то думали, что зима придет с холодами в конце. Толстая печень в середине означала, что стужи начнутся с половины зимы, а широкая сторона печени к брюху обещала морозы и перезимья.
Отмечались холода: «Зимняя Анисья платком рыло закрывает», «Ко дню Анисьи холода над землей повисли», «Не проси у Анисьи теплоты».