Свят-вечер, коляда, кутья. Отмечая свят-вечер, народ твердо выполнял завет: «В свят-вечер не едят до звезды». В этот вечер проводились обряды: коляда, кутья.
В старину в замосковских селениях в санях возили Коляду — девицу, одетую сверх платья в белую рубашку. Колядники пели десни: «Уродилась Коляда накануне Рождества» или «Шла Коляда из Новгорода...»
Вечером под Рождество колядники пели песни о том, как родился Христос, как в гости к хозяину пришли Божьи посланники. Основная цель колядования — пожелание счастья, богатства и хорошего урожая.
Для вечерней трапезы готовилась из круп каша, а из зерен пшеницы и ячменя — кутья сочельницкая. Важнейшими блюдами на сочельник были кутья и взвар. Кутью обычно приготовляли из вареных зерен пшеницы или ячменя, позднее — из риса; взвар состоял из яблок, груш, слив, изюма, вишен и других плодов, сваренных в воде. Кутья и взвар имеют символическое значение: кутью едят при похоронах и поминовении умерших, а взвар — при рождении ребенка. Соединение этих блюд как бы соединяло воспоминание о рождении и смерти Христа.
По старому обычаю приготовляли к этому дню из пшеничного теста изображения животных: коров, быков, овец и домашних птиц. Их выставляли на окна для показа тому, кто проходил мимо, также их ставили с утра в горнице на столе «красоваться» для всего семейства, а вечером их в качестве подарков рассылали родным и знакомым.
А народ говорил: «Коли в кутью небо звездисто — богатый приплод скота и много ягод», «Коли в кутью тропинки черны — урожай на гречу», «Если в сочельник на небе много звезд — будет много грибов».
И еще в это время «Не кормят кур, чтобы огороды не копали», «Спутывают ноги столу, чтобы скот не бегал». Также считали, что «Ткать грешно — несчастье угодит в праздник».