На пятидесятый день христианская церковь установила праздник Троицын день, так как в этот день совершилось сошествие Святого Духа на апостолов, вследствие чего праздник этот перешел в христианский. От Пятидесятницы ведется счет богослужебных недель (32 недели) вплоть до недели Мытаря и Фарисея (перед Великим постом).
Возвратившись в Иерусалим с Елеонской горы, откуда вознесся Христос, ученики вошли в горницу и там единодушно находились в молитве и молении с несколькими женщинами и Марией — матерью Иисуса Христа. Они избрали под руководством Господа вместо Иуды двенадцатого апостола по имени Матфей. При наступления праздника Пятидесятницы, который праздновался в пятидесятый день после Пасхи и являлся днем окончания жатвы, все двенадцать апостолов находились вместе.
Внезапно раздался шум с неба как бы от несущегося сильного ветра и наполнил весь дом, где они находились. День сошествия Святого Духа на апостолов — это явление голубя, превратившегося в огненные языки, которые начали щекотать и обжигать апостолов и их учеников, собравшихся вместе в пиршественном зале. Затем явились разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И сразу все исполнились Духом Святым и стали говорить на иных, неизвестных им раньше языках. В то время в Иерусалиме находились набожные люди — иудеи, живущие в разных странах, пришедшие туда на праздник. Они услышали шум, собрались там и пришли в смятение, так как каждый слышал апостолов, говорящих на их родном языке. И они стали спрашивать друг друга: «Эти говорящие не все ли галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились?.. Они говорят на наших языках о великих делах Божиих!»
Некоторые насмехались и говорили об апостолах: «Они, должно быть, пьяны». Тогда апостол Петр стал на возвышение и сказал собравшемуся народу: «Что вы удивляетесь нам? А иные говорят, что мы пьяны. Нет, мы не пьяны. Но мы получили Духа Святого. Вы знали Иисуса, посланного от Бога. Он творил между вами великие чудеса, а вы убили Его, пригвоздив к кресту. Сей Иисус воскрес, вознесся на небо и послал на нас Духа Святого». Сошествие Духа укрепило в своей вере апостолов, и они получили силу проповедовать учение о Пресвятой Троице.
На месте сошествия Святого Духа на апостолов устроен был первый христианский храм, который в IV веке возобновлен был святою Еленою.
В этот праздник по обычаю храмы и дома верующих украшались деревьями, травою и цветами; также стояли при службе с цветами в руках. Это означало возобновляющуюся весну, но вместе с тем также указывало на обновление людей силою снисшедшего Духа Святого. Этот обычай соблюдался людьми еще в ветхозаветной церкви. Церковь этот день посвящает воспоминанию сошествия Святого Духа, а на следующий день особо прославляет Пресвятую Деву. Праздник Пятидесятница чаще празднуется в июне.
Как отмечал народ Троицын день? По всей Руси в этот день проводился народный праздник.
В день праздника в домах и в церкви застилали пол травой, женщины и дети приходили к обедне с цветами и пахучими травами, иногда травы приготовляли в виде снопа, в середину ставили тройную свечу, потом эти травы забирали домой и использовали как лекарственное средство: для лечения различных болезней, а свечу сохраняли для умирающих.
У русских основной зеленью на Троицу были ветки берез, ими украшали дома снаружи и внутри, а перед домами и на улице ставили молодые деревца.
Шумно проходил этот день на Руси: рано утром пекли караваи, созывали гостей, завивали для них венки из березы и цветов, участвовали в хороводных играх. После обеда начиналось веселье молодых людей, так называемая бабка-позыватка сзывала девушек на гульбище в рощу, там расстилалась скатерть и на нее ставили каравай, убранный цветными венками, начиналось угощение.
В Троицын день девушки шли развивать березки, смотрели: если засох венок — перемена жизни — замужество или смерть, а если зеленый — продолжение девичества, троицкий венок считался неизменным вестником брачного обета, поэтому некоторые девушки скрытно передавали их суженым. А вечером возвращались из рощи к реке, и молодой народ бросал свои венки в воду. Если венок поплывет, то к счастью, завертится на месте — расстроится свадьба или начнутся семейные ссоры, утонет — к большому несчастью, к смерти родных, суженого. А если венок встанет на месте, то в этот год не будет свадьбы.
Троицкий каравай и скатерть, на которой он стоял, тоже хранили в себе тайну. Каравай засушивали в сухари и хранили на свадебный обиход, эти сухари замешивались в свадебный каравай на счастье и на любовь молодых. Скатерть играла важную роль на смотринах, ею тайно застилали стол и покрывали другой скатертью. Троицкая скатерть приковывала суженого к девушке. Девицы в этот день водили хороводы, они схватывались за платки, соединялись в круг и тихим хороводом переходили из одного места в другое. А молодцы в хороводе высматривали себе невест.
На Руси в некоторых местах молодую березку украшали или одевали в женскую одежду и с песнями носили по деревне. В конце праздника деревце бросали в реку или разламывали на части и разбрасывали по полю. Отгуляли православные Троицу, а назавтра — Духов день, хоть понедельник, а праздник: «С Духова дня не с одного неба — из-под земли тепло пошло», «Придет Свят Дух, будет на дворе как на печке».
Бондаренко Э.О. - Праздники Христианской Руси.