Рождение Иоанна было необычным. Его отец Захария был священником. Он жил со своей женой Елисаветой в Иудейских горах. Они были праведными и поступали по всем заповедям и уставам Божьим. Они были уже пожилые, и у них не было детей.
Однажды, когда Захария служил перед Богом в храме в Иерусалиме и кадил в нем, а множество народа молилось вне храма, явился к нему Ангел Гавриил, и Захария сильно испугался. Ангел же сказал ему: «Не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются. Ибо он будет велик перед Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей. И многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их».
Захария не поверил Архангелу, и в наказание тот лишил его дара речи. Захария заговорил только после того, как родился у него сын, которого нарекли Иоанном. Согласно преданию, Елисавета с младенцем бежала от воинов Ирода, их спасла скала, которая расступилась по ее молитве и затворилась за ними, после пяти месяцев Ангел велел отнять ребенка от груди и приучить его к дикому меду. О его детстве ничего неизвестно.
Иоанн Креститель, или Предтеча — ближайший предшественник и предвестник Иисуса Христа, приготовлявший народ к Его принятию. В знак протеста против существующих порядков Иоанн в зрелом возрасте удалился в пустыню, где стал пророком, он даже внешне; был похож на пророка Илию: одевался в грубый плащ из верблюжьей шерсти, подпоясывался кожаным поясом, а питался только акридами (саранчой) и диким медом.
Иоанн обличал господствующие пороки и призывал к покаянию, так как близок уже был час пришествия Мессии. Внешним знаком покаяния и духовного обновления он избрал крещение, то есть омовение в воде, через погружение. Иисус Христос принял крещение от Иоанна.
Но вскоре Иоанн столкнулся с царем Иродом, которого обличал за незаконную связь с Иродиадой. Ирод заключил Иоанна в темницу, в которой он пал жертвой злобы Иродиады. Иисус Христос назвал его человеком, «свыше которого не было среди рожденных женами».
По церковному преданию, Иоанн Креститель родился на шесть месяцев раньше, чем Иисус Христос. Рождество Христа — зимний солнцеворот, а рождество Иоанна Крестителя — летний солнцеворот. Под знаком Иисуса Христа солнце начинает «возрастать», а под знаком Иоанна Крестителя «умаляться»; как говорил сам Иоанн Креститель: «Ему должно расти, а мне умаляться».
В церковно-богослужебных текстах Иоанну Крестителю постоянно придаются названия света, звезды, предшествующей солнцу, то есть Иисусу Христу. Книжники Древней Руси часто называли Иоанна Крестителя пресветлым солнцем.
Первое гаданье.
День Ивана Купалы. Праздник Рождество Иоанна Предтечи на Руси приурочился к древнему языческому празднику летнего солнцеворота. Считали, что в этот день солнце действует с особенной живительной силой. Имя Купалы было древним олицетворением летнего плодородия природы: «На Ивана выходи на косовицу», «Первый покос — большой покос». «Пройти до солнышка два покоса — ходить не будешь босо», «До солнышка пройти три покоса, ходить будешь в сапогах, а не босо».
В Древней Руси день Ивана Купалы был великим праздником, в честь его производились два традиционных обряда: купанье в воде и росе и прыганье через зажженный костер. Это были древние очистительные обряды (через воду и огонь).
Накануне праздника Рождества великого Иоанна Предтечи и в ночь под самый праздник, а также весь день до следующей ночи отмечали на Руси Ивановскую ночь весело, с размахом. Ивана-Купала — старинный праздник благодарения солнца, зрелости лета и зеленого покоса. Народ опоясывался перевязями из цветов, на голову надевали венки из трав, составляли и водили хороводы, пели песни, старики добывали из деревьев живой огонь, зажигали костры, в середину костра ставили шест с укрепленным на нем горящим колесом — символом солнца, парни и девушки всю ночь веселились у костров, прыгали через них по одному и парами, взявшись за руки, перепрыгивали и через крапивные кусты. Над кострами матери сжигали сорочки, взятые с больных детей, считая, что от этого прекратятся болезни, старики сидели в кружках, беседовали и попивали пиво и брагу, а молодые танцевали, пели, купались. Один из довольно распространенных обрядов — обливание водой всякого встречного и поперечного, причем даже не чистой водой, а с грязью. Начиналась общая свалка, полная веселья, криков и смеха, а потом бежали опять купаться. В эту ночь допускалась относительная свобода интимных отношений.
Купались ночью в росе, а днем в реках, плясали вокруг украшенного дерева, которое величали «Мареной» или «Марой», погружали его в воду, а сами пели песни, что «Марена» утонула. Зарывали травы, так как в ночь под Ивана Купалу они приобретают целебные свойства, говорили: «Иван Купала— хорошие травы», «Иванов день пришел — траву собирать пошел».
С днем Ивана Купалы народ связывал представления о чудесах. По поверьям крестьян, в эту самую короткую ночь нельзя спать, так как оживает и становится особенно активной всякая нечисть — ведьмы, оборотни, колдуны, русалки, змеи... Говорили: «В ночь на Ивана Купала происходят различные чудеса и страшные вещи», «Иванов день — день ведьм, оборотней, колдунов, остерегайся проказ нежити (домовых, водяных, леших, русалок)».
Якобы ведьмы собираются на Лысой горе в Киеве: слетаются на свой ежегодный шабаш. Ведьмы отбирают у коров молоко, портят хлеба, водяные стремятся утащить человека под воду, леший пугает вошедших в лес, заводит их в чащобу. Слепая змея медянка получает в этот день зрение на целые сутки и потому в это время делается очень опасною: бросаясь на человека, как стрела, может пробить его насквозь. В эту ночь молодежь караулила у костров ведьму, которая якобы появлялась в облике кошки или собаки.
Считали, что папоротник расцветает в полночь на Ивана Купалу чудесным огненным цветком, который указывает все клады, как бы глубоко в земле они ни находились. По преданию, около полуночи на широких листьях папоротника появляется почка, которая поднимается все выше и выше, затем зашатается, перевернется и запрыгает, а в 12 часов ночи созревшая почка разрывается с треском и появляется огненно-яркий цветок, что на него и смотреть больно. И вдруг невидимая рука срывает его: человеку это не удается, а в это время слышно какое-то щебетание и голос нечистой силы.
А еще были убеждены, что «Ивановские дожди — лучше золотой горы», и просили: «Вымолите, попы, дождя до Ивана, а после и мы, грешные, умолим», «До Ивана просите, детки, дождя у Бога, а после Ивана я и сам упрошу», «До Иванова дня дождь в засек (прибавится хлеба), после Иванова дня дождь из засека», «Во время сенокоса дожди — сену плохо, зерну хорошо». А народ приметил: «Сильная роса на Ивана — к урожаю огурцов», «На Иванову ночь звездно — много губ (грибов) будет», «Коли на Ивана просо в лежку, то будет и в ложке», «Корми меня до Ивана, сделаю из тебя пана» — говорит пчела, «После Ивана не надо жупана». На Ивана Купала появляются светляки.
Обряды и обычаи соблюдались от Иванова до Петрова дня, с 7 июля по 12 июля.
Бондаренко Э.О. - Праздники Христианской Руси.