Святой Петр апостол, один из виднейших учеников Иисуса Христа, родом из Галилеи, рыбак по профессии, он всей душой отдался мессианской идее и первый провозгласил Иисуса «Христом, Сыном Бога живого». Он принадлежал к теснейшему кругу приближенных учеников Христа — к тем трем, которых Христос посвящал в величайшие тайны. Однако в самый решительный момент жизни своего Учителя отрекся от Него, хотя клялся, что готов и жизнь положить за Него. Затем он «горько плакал» и получил прощение от воскресшего Христа.
После Воскресения Господня апостол Петр становится одним из главных вождей христианского общества. Пребывание апостола Петра в Риме послужило исходным пунктом для развития идеи папства, которое создало целую легенду, будто апостол Петр в течение двадцати пяти лет был первым епископом Рима и передал главенство над всею христианской церковью своим преемникам — папам римским. Петра постигла мученическая смерть (через распятие вниз головой) при Нероне, в одно время с апостолом Павлом, около 65— 68 года.
Святой апостол Павел (буквально — «малый», первоначальное имя его Савл). Он не знал Иисуса Христа во время его земной жизни и не входил в число двенадцати апостолов, но в силу особого признания и заслуг почитается как «первопрестольный апостол» и «учитель вселенной» сразу после Петра и вместе с ним. Павел — величайший проповедник христианства в I веке среди язычников. Сын зажиточных иудейских родителей. В юности получил хорошее образование. Даровитый юноша жаждал пришествия Мессии. Но когда часть иудеев и еще больше язычников признали Мессией безвестного Учителя из Назарета, преданного позорной смерти на кресте, ему это показалось безумием. Он стал преследовать христиан как сумасбродов и даже участвовал при избиении камнями первомученика Стефана. Он решил произвести общее гонение на христиан и отправился в Дамаск, тогда-то в пути и совершился с ним чудесный перелом: когда Савл приближался к Дамаску, то внезапно осветил его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: «Савл! Савл! Что ты гонишь Меня?» Савл спросил: «Кто ты, Господи?» Господь же ответил: «Я — Иисус, которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна». Тогда в ужасе Савл спросил: «Господи! Что повелишь мне делать?» Господь сказал ему: «Встань и иди в город, и сказано будет тебе, что тебе надобно делать». Люди, шедшие вместе с Савлом, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя, а Савл потерял зрение от сильного света, и его за руку привели в Дамаск.
В Дамаске был один верный последователь Христа по имени Ананий, и Господь в видении сказал ему, чтобы он пошел к Савлу и передал ему: «Брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святым Духом». И тотчас как бы чешуя епала с глаз Савла и он прозрел. Затем он принял крещение и из яростного гонителя христианства стал великим проповедником — «Из Савла — в Павла», и служил своей идее с изумительным самоотвержением, пренебрегал затруднениями и опасностями. Благодаря его проповеди образовались центры христианства и в Азии, и по всему северному прибрежью Средиземного моря, по которому он совершил несколько плаваний и терпел кораблекрушения. Свою жизнь Павел закончил в Риме. Увидев, что почти все христиане Рима были истреблены Нероном, он отчаялся и решил уйти из этого страшного города. На выходе он встретил Иисуса Христа, пал на колени и спросил его: «Куда ты идешь, Учитель?» Христос ответил ему: «Иду, чтобы вторично быть распятым. Вместо тебя». Тогда апостол Павел вернулся в Рим и отдал себя в руки палачей, а Христос вознесся на небо. Эпизод послужил основой знаменитейшего романа Генрика Сенкевича «Камо грядеши?»
Павел вместе с апостолом Петром казнен 29 июня. Это было в 64 году после Рождения Христова. Деятельность Павла выражалась не только в проповедовании, но и в писательстве. По традиции считается, что Петр — учитель иудеев, а Павел — язычников. Христианская иконография часто совмещает образы Петра и Павла.
Петры и Павлы, Петров день, Петровки. Чаще всего в Петровки сухо, жарко, день большой и светлый, говорили: «В Петровки сухо и день велик», «Петр и Павел жару прибавил», «Как придет Петро, так и будет тепло», «День убывает, жара прибывает», и шутили, что «Худое порося и в Петровки зябнет».
На Руси Петров день, как и Ивана Купалы, связан прежде всего с солнечной символикой. Существовало ловерье, что солнце в этот день «играет», то есть переливается разными цветами радуги или скачет по небу вверх-вниз. На рассвете люди собирались, чтобы посмотреть, как солнце играет. Считали, «Женское лето по Петров день», «Красное лето с Петрова дня», «С Петрова дня красное лето, зеленый покос».
В этот период в жизни деревни проходила пора самых трудных земледельческих работ. Начиналась пожня (косьба), поэтому: «Доставай косы и серпы к Петру», «Всякий, кто дорос, спеши на сенокос», «Начинают страдовать — сено ставить», «Одна пора в году сено косить», «В цвету трава — косить пора», «С плохими косцами плох и укос», твердо знали: «Не то сено, что на лугу, а то, что в стогу», «Перестоялась трава — ни сено, ни труха», «Коли дождь на Петров день, то сенокос будет мокрый», «Не хвались, баба, что зелен луг, а смотри, каков Петров день». Но на Петровки сенокос — не единственная забота. Надо готовиться и к озимому севу. Всем миром заканчивали взмет озимого клина: «До Петрова вспахать, до Ильина — заборонить, до Спаса (28 августа) —посеять», «Пахать да боронить — денечка не обронить», «С Петрова дня зарница хлеб зорит». Проводили наблюдения: «На святого Петра дождь — урожай не худой, два дождя — хороший, три — богатый».
Издавна было подмечено, что многие певчие птицы поют только до Петрова дня: «Соловей поет до Петрова дня», «Кукушка кукует до Петрова дня, так как «ячменным колоском подавилась», говорили: «Недалече кукушечке до Петрова дня», «Далеко кулику до Петрова дня». Дни становились короче: «Петр и Павел — час убавил, а Илья Пророк — два уволок», «К Петрову дню вода в реках умеженится», «Придет Петрок, сорвет листок».
Петров день — конец Петровского поста. Петров пост идет по церковному календарю вслед за Троицей, начинается в первый понедельник после Духова дня и кончается 12 июля в день апостолов Петра и Павла, говорили: «Петров пост — бабей копёж» — полагается в это время копить масло, яйца, творог и молоко. «Спасовка лакомка, а петровка голодовка» — голодным считали из-за отсутствия соленых и свежих овощей. «Утешили бабу петровские жары голодухой».
Но сам Петров день — «разговины», поэтому «У мужика то и праздник, что Петров день», «С Петрова дни и барашка в лоб».
Петров день — проводы весны. Торжественное «прощание» с весной. К вечеру, на закате солнца, вся молодежь с цветами и песнями отправлялась сначала вдоль деревни, а потом вокруг нее, а затем к крайней границе деревенского поля. Здесь, как только начинало скрываться солнце, все становились в круг на колени и одновременно, кланяясь, восклицали: «Прощай, весна красная, прощай! Ворочайся скорее опять!»
На ночных гуляниях парни ходили с закрытым лицом, девушки — с полузакрытым. Угадывали друг друга. На второй год бракосочетания тещи приносили печеный сыр зятьям. Кумы дарили крестникам пшеничные пироги. Сваты со стороны жены угощали сватов жениха ужином.
Петры и Павлы считаются праздником рыбаков, так как апостол Петр известен как покровитель рыбного промысла. Рыбаки ему молились, служили молебны. Был и такой обычай — ежегодно в день Петра-рыболова собирать на «мирскую свечу», которая ставится в храме к иконе Петра.
* Первоверховные апостолы Петр и Павел более других потрудились в деле проповеди Евангелия и устроения Церкви.