В последний год своей земной жизни Иисус Христос, предсказав ученикам свои страдания и смерть в Иерусалиме, решил укрепить в них веру, показать свою божественную силу. Иисус с тремя учениками Петром, Иаковом и Иоанном взошел на гору Фавор помолиться. «И когда молился, вид лица его изменился и одежда сделалась белою, блистающею. И вот два мужа беседовали с ним, которые были Моисей и Илия, явившись во славе, они говорили об исходе его, который ему надлежало совершить в Иерусалиме. Петр же и бывшие с ним отягщены были сном, но, пробудившись, увидели славу Его и двух мужей, стоящих с ним... И был из облака глас, глаголющий: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, его слушайте».
К празднику Преображения поспевают многие плоды и овощи, оканчивается жатва, говорили: «Со Спаса Преображения погода преображается», «Второй Спас яблочком разговляется».
Народное название праздника — Второй яблочный Спас. Объясняется это тем, что до Преображения особенно строго запрещалось есть яблоки, вообще старались не есть никаких плодов, кроме огурцов. А с этого дня во всей Великой Руси начинали есть плоды и фрукты. Православные люди в старину приносили в храмы плоды, над которыми совершалась молитва и окропление священной водой — «На второй Спас освящают яблоки и мед». После освящения часть плодов отдавали нищим: «На второй Спас и нищий яблочко съест».
Также после освящения раздавались плоды всем прихожанам, посылали их на дом больным. Тех, которые не исполняли этого старого обычая, считали людьми недостойными, о них говорили: «А не дай-то боже с ним дела иметь! Забыл он старого и сирого, не уделил им от своего богачества малого добра, не призрил своим добром хворого и бедного». «Пришел Спас — всему час», яблоки поспевают, снимают плоды, а погода ухудшается изо дня в день, начинаются осенины, встреча осени, в этот день провожают закат солнца в поле с песнями, говорили: «Пришел Спас — бери рукавицы про запас», «Второй Спас всему час — шубу припас», к ночи становится холодно.
Но про работу не забывали, со второго Спаса засевали озими: «Посей под погоду, будешь есть хлеб год от году». А также приметили: «Какой второй Спас, такой и январь». «Каков день во второй Спас, таков и Покров» (14 октября).
Празднуется 19 августа (6 августа).
Преображение Господне — двунадесятый праздник, установленный церковью в воспоминание великого события в жизни Христа, когда он, совершив половину земного служения и достаточно доказав свою божественность дивным учением и чудесами, порешил еще особым необычайным способом показать ученикам славу своего Божества.
Иисус Христос предсказывал не раз об ожидавших Его страданиях и смерти, он также учил, что и ученикам Его для спасения придется выносить немало страданий — и от людей за веру и добродетель, и в борьбе с собственною наклонностью ко греху. Это могло удалить от Него учеников. Посему, незадолго до страданий Своих Иисус Христос показал апостолам Свою божественную славу, которая ожидает Его, когда он воскреснет после страданий и смерти, и славу, которая ожидает и учеников Его по смерти. Местом Преображения предание считает гору Фавор, хотя есть данные в пользу 1олее северной и высокой горы — Ермон.
Иисус, взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел на гору помолиться, и когда молился, вид лица его изменился, оно просияло, как солнце, а одежда Его сделалась белою, как снег, и блистающею. Два мужа — Моисей и Илия — беседовали с Ним, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме.
Петр, Иоанн и Иаков отягчены были сном, но, пробудившись, увидели славу Его и двух мужей, стоявших с Ним. И когда они отходили от Него, сказал Петр Иисусу: «Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну тебе, одну Моисею и одну Илии», — не зная, что говорил.
И явилось облако, осеняющее их, и был из облака глас, глаголящий: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный; Его слушайте». Когда был глас сей, остался Иисус один.
Услышав этот голос, ученики пали ниц и очень испугались. Но Иисус, подойдя к ним, коснулся их и сказал: «Встаньте и не бойтесь». Подняв глаза, они никого не увидели, кроме одного Иисуса. Когда они спускались с горы, .Иисус не велел никому рассказывать, что видели, доколе сын человеческий не воскреснет из мертвых, так как сыну человеческому надлежит много пострадать и быть униженному.
Праздник Преображение Господне существовал уже в IV веке, что указывает на еще более раннее его происхождение. Святая Елена, мать Константина Великого, построила на горе Фаворе храм в честь Преображения Господня, разрушенный Саладином в XIII веке. В VIII веке святой Иоанн Дамаскин и Козьма Маюмский составили песнопение на этот праздник, которым православная церковь прославляет его.
На Западе праздник Преображение Господне долго не был всеобщим; только в 1457 году папа Калликст III сделал его повсеместным в западной церкви и установил для него чин благослужения.
До этого дня не употребляли в пищу плоды и овощи (за исключением огурцов). На Преображение приносили их в церковь и освящали. В этот же праздник хозяева приносили в храм колосья пшеницы и семена нового урожая, над которыми совершались молитва и окропление священной водой. Часть овощей после освящения отдавали нищим, а семена и колосья сохраняли и начинали ими сев в следующем году. В этот праздник освящается также виноград, а в России, где не растет виноград, освящаются яблоки.
Народное название праздника «Яблочный Спас» объясняется тем, что до Преображения особенно строго запрещалось есть яблоки. Считали, что если мать, у которой умер маленький ребенок, будет есть яблоки до Спаса, то на том свете ее ребенку не дадут райского яблочка.
Бондаренко Э.О. - Праздники Христианской Руси.