Теология (учение о Боге) — это система положений вероучения, которая появляется при возникновении теистических религий (иудаизма, христианства и ислама) и социальных институтов иудейской или мусульманской общины или христианской церкви.
Христианская теология подразделяется на историческую, которая исследует историю Церкви, Библии; систематическую — догматика, апологетика; практическую — гомилетика, катехетика, литургика (учения о богослужении). Теология продолжает развиваться до настоящего времени.
Происхождение религии. К этому вопросу можно выделить два основных подхода: религиоведческий (научный) и богословский (собственно религиозный). С точки зрения богословов и религиозных философов, идея Бога в человеческом сознании есть результат сотворения Богом мира и человека и воздействия на человека божественной сущности. Доказательства бытия Бога в период становления и развития христианства приводили Августин Блаженный, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский, философы Р.Декарт, Г.Лейбниц и др.
В рамках научного религиоведческого подхода существует много концепций происхождения религии. Например, немецкий философ и социолог М.Вебер считал, что предпосылкой возникновения религии является проблема смысла. Религия концентрирует смыслы, и переживание мира переходит в мироосознание. Мир наполняется сверхъестественными силами, богами, демонами и душами. Религия воспитывает у своих последователей систему норм, которая определяет моральные позиции по отношению к миру.
К. Маркс и Ф. Энгельс выводят религию из отношений реальной жизни, считая ее основой изначальное бессилие перед могуществом Природы. По их мнению, у религии нет истории, оторванной от всемирной истории, ее сущность можно объяснить исходя из жизни общества: "… всякая религия является ни чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, — отражением, в котором земные силы принимают форму неземных". Образы, в которых отражались таинственные силы природы, преображаются в образы богов и приобретают реалии общественной жизни, например, Древнего Египта или Месопотамии.
Однако происхождение религии не может объясняться только изъянами в познании людей. Выживание древних человеческих общностей было невозможно без общественно целесообразного поведения их членов. Социально целесообразная деятельность человека же возможна в том случае, если ее мотивы выходят за рамки его потребностей и забот как смертного существа, но связываются с интересами всего общества, жизнь которого представляется бесконечной. Так возникают идеалы и ценности, которые заполняют разрывы в сознании смертного человека: другая "высшая" реальность, Абсолют, бессмертие, особые вечные ценности, превосходящие интересы конечного индивида.
Ранние формы религии. Образованию религии как относительно самостоятельной духовной сферы предшествовал длительный процесс формирования и развития верований и ритуалов в рамках мифологии (см. также МИФ). Одной из самых ранних форм родоплеменных религий является тотемизм — вера в родственную связь между племенем с одной стороны и определенным животным, растением или явлением природы — с другой. В первобытном обществе был распространен и фетишизм — почитание материальных предметов, якобы наделенных сверхъестественными свойствами. Кроме того, для родового строя характерен культ предков, которые якобы влияют на жизнь потомков. Вера в духов и душу, всеобщую одухотворенность природы называется анимизмом. Эти формы первобытных религиозных представлений существовали в тесном переплетении друг с другом. Была распространена вера в магию, которая через определенные действия и заклинания должна была повлиять на человека или природные явления.
Постепенно оформляются более сложные представления о душе и ее существовании после смерти человека, о загробном мире, о деяниях богов и героев как соучастников обыденной жизни людей. В античности существовала строгая иерархия богов, хотя еще не произошло четкого размежевания мифологических и религиозных персонажей. Появляются теистические религии. Все более жестко противопоставляется тело и дух, земное и небесное, сакральные герои возвышаются до главного, верховного Бога. Многие из таких религий сохранились до наших дней: индуизм, синтоизм, даосизм, зороастризм, джайнизм.
К теистическим религиям относятся иудаизм, христианство, ислам. Ранние религии, распространенные по этническим и политическим границам, уступают наднациональным, мировым религиям (буддизм, христианство, ислам), объединяющим людей вне зависимости от места их проживания, языка и этнической принадлежности и т.п. Эта идея выражена в Новом Завете: "Нет ни Эллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос".
В настоящее время, наряду с сложившимися религиями появляется новый тип религиозности, многочисленные нетрадиционные религии, что вызвано растущим интересом к идеям космизма, различным формам эзотерического знания, возрождению архаичных религиозных верований, часто в качестве символов национальной духовности.
На протяжении XX в. число верующих христиан в Европе сокращалось. Однако роль христианства существенно возросла в Африке, где, кроме того, многие обратились в ислам. В Европе и Северной Америке число христиан, относящихся к давно признанным сектам, в общем уменьшилось, и призвание к богослужению и религиозной жизни пошло на убыль. Практика религиозной деятельности резко сократилась на Дальнем Востоке. В Китае традиционные верования сохранились теперь только среди меньшинства, большая часть китайцев нерелигиозна. В Японии практика синтоизма и буддизма стала для подавляющего большинства скорее социальным обычаем, чем религиозным убеждением.
В то же время примечательно распространение ислама. Число людей, исповедующих ислам, в Европе увеличилось как среди мигрантов, так и среди постоянного населения. Более широкой стала религиозная практика, нежели формальная принадлежность к мусульманскому сообществу, о чем свидетельствует зримый рост фундаментализма в таких странах, как Иран, Египет и Турция. Кроме того, наблюдается возрождение ислама в Средней Азии, последовавшее за развалом Советского Союза, в котором отправление религиозного культа мусульман было ограничено. Еще одним заметным явлением, характеризующим религиозную жизнь этого века, стал рост «новых» религий, особенно в Северной Америке. Трудно подсчитать, однако, количество приверженцев, как активных, так и пассивных, основных мировых религий. Цифры, которые приводятся здесь, приходятся на 1995 и относятся к религиозным «общинам», имеющим до некоторой степени формальную или номинальную связь с религией. В некоторых случаях число верующих, регулярно участвующих в религиозной жизни, значительно меньше.
Ниже приводится перечень религий, существующих в мире на сегодняшний день, а также число приверженцев в миллионах и в процентах от общего числа их исповедующих, Необходимо иметь в виду, что сумма процентов не дает цифру 100, т. к. сторонники некоторых религий могут являться последователями еще одного культа.
Религия |
млн. чел. |
% |
|
ХРИСТИАНСТВО |
930 |
33,7 |
|
Римско-католическая церковь |
970 |
17 |
|
Протестантские церкви |
395 |
6,9 |
|
(исключая англиканство) |
|
|
|
Пятидесятнические церкви* |
100 |
1,7 |
|
Реформаторские и |
70 |
1,2 |
|
кальвинистские церкви |
|
|
|
Лютеранские церкви |
60 |
1 |
|
Методистские церкви |
60 |
1 |
|
Баптистские церкви |
35 |
0,6 |
|
Православные церкви |
220 |
3,8 |
|
Англиканские церкви |
70 |
1,2 |
|
Другие христианские церкви |
275 |
4,8 |
|
Коптские церкви(включая |
27 |
0,5 |
|
православную церковь Эфиопии; |
|
|
|
Адвентисты седьмого дня |
20 |
0,3 |
|
Мормоны |
10 |
0,2 |
|
Кимбангуистская церковь |
6 |
0,1 |
|
Свидетели Иеговы |
5 |
<0,1 |
|
ИСЛАМ |
1100 |
1Э,2 |
|
Сунниты |
915 |
16 |
|
Шииты |
175 |
3,1 |
|
ИНДУИЗМ |
780 |
13,7 |
|
БУДДИЗМ |
325 |
5,7 |
|
КИТАЙСКИЕ НАРОДНЫЕ РЕЛИГИИ |
|
||
(включая даосизм) |
225 |
3,9 |
|
СИНТОИЗМ** |
120 |
2,1 |
|
НОВЫЕ РЕЛИГИИ |
120 |
2,1 |
|
Кандомбле |
15 |
0,25 |
|
Сайентологи |
11 |
0,2 |
|
Спириты |
10 |
0,2 |
|
Сознание Кришны (Кришнаиты) |
8 |
0,2 |
|
Бехаизм |
6 |
0,1 |
|
Трансцендентальная медитация |
4 |
<0,1 |
|
Чхондогё |
4 |
<0,1 |
|
Као-дай |
3 |
<0,1 |
|
Викка (черная магия) |
3 |
<0,1 |
|
ТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИИ |
115 |
2 |
|
Африканские традиционные |
|
|
|
религии |
75 |
1,3 |
|
Азиатские традиционные религии |
|
||
(включая шаманизм) |
40 |
0,7 |
|
СИКХИЗМ |
19 |
0,3 |
|
ИУДАИЗМ |
14 |
0,2 |
|
ДЖАЙНИЗМ |
5 |
0,1 |
|
КОНФУЦИАНСТВО |
5 |
0,1 |
|
НЕВЕРУЮЩИЕ И АТЕИСТЫ |
1060 |
18,5 |
|
Неверующие |
840 |
14,7 |
|
Атеисты |
220 |
3,8 |
** В Японии синтоизм и буддизм частично перекрывают друг друга, и многие люди исповедуют обе религии.
Религии могут быть:
-
монотеистическими (единобожие) и политеистическими (пантеон богов);
-
родо-племенными (распространены у народов, у которых сохранились архаические общественные структуры, например, у аборигенов Австралии и Океании);
-
народностно-национальными (индуизм, конфуцианство, сикхизм и т.д.);
-
мировыми. К мировым (наднациональным) религиям относятся: буддизм (основные направления — махаяна и хинаяна), христианство (гл. разновидности — католицизм, православие, протестантизм), ислам (основные направления — суннизм и шиизм).
Энциклопедия «Кругосвет».
ГИННЕСС. Большая книга Знаний, Guinness Publishing Ltd. - Религии.
Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., 1986
Элиаде М. Космос и история. М., 1987
Гараджа В.И. Религиеведение. М., 1995