Быстрый переход

Верховный Совет

Оцените материал
(0 голосов)

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РОССИИ

Верховный Совет - законодательный орган, формируемый Съездом в соответствии с Конституцией Российской Федерации из числа народных депутатов Российской Федерации тайным голосованием. Он состоял из двух равноправных палат: Совета Республики и Совета Национальностей, равных и по численному составу (126 депутатов в каждой палате). Деятельность Верховного Совета основывалась на коллективном, свободном обсуждении и решении вопросов, на гласности, ответственности и подотчетности Верховному Совету создаваемых им органов. Основной задачей Верховного Совета являлась разработка законодательных актов, но при этом он выполнял также распорядительные и контрольные функции. Например, назначал выборы народных депутатов Российской Федерации и народных депутатов местных Советов; утверждал состав Центральной избирательной комиссии по выборам народных депутатов; давал согласие на формирование Кабинета Министров; избирал также судей Верховного Суда, краевых, областных, Московского и Санкт-Петербургского городских и арбитражных судов, назначал Генерального прокурора, решал вопросы о доверии Правительству, дополнительных полномочиях Президента.


Верховный Совет обеспечивал единство законодательного регулирования по всей территории Российской Федерации, осуществлял в пределах компетенции федеральных органов власти России законодательное регулирование отношений собственности, организацию управления народным хозяйством и социально-культурным строительством, бюджетно-финансовой системы, оплаты труда и ценообразования, налогообложения, охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, принимал соответствующие кодексы законов. К компетенции Верховного Совета было отнесено решение вопросов, связанных с обеспечением конституционных прав, свобод, обязанностей и равноправия граждан Российской Федерации. Верховный Совет определял правовой статус республиканских общественных организаций, вносил на рассмотрение Съезда народных депутатов предложения об образовании новых республик в составе Российской Федерации, а также краев, областей, городов, автономных областей и автономных округов. Важными прерогативами Верховного Совета были установление видов доходов, составляющих государственный бюджет, ратификация и денонсация международных договоров России.
В число полномочий Верховного Совета входили отмена постановлений и распоряжений Советов Министров республик в составе Российской Федерации, объявление всероссийского референдума, назначенного по решению Съезда народных депутатов Российской Федерации или волей не менее чем одного миллиона российских граждан. Проекты законов, внесенные на рассмотрение Верховного Совета Российской Федерации, обсуждались палатами на раздельных или совместных заседаниях. Закон Российской Федерации считался принятым, если за него проголосовало большинство членов каждой из палат. Верховный Совет также одобрял или отклонял предложения, внесенные Президентом.
Верховный Совет образовывал Президиум, в состав которого входили по должности Председатель Верховного Совета, его заместители, председатели палат, комитетов Верховного Совета и комиссий палат. Президиум созывал сессии Верховного Совета, координировал деятельность комитетов и комиссий. Председатель Верховного Совета Российской Федерации избирался Съездом народных депутатов из числа народных депутатов тайным голосованием сроком на пять лет и не более чем на два срока. Он был подотчетен Съезду и Верховному Совету Российской Федерации, осуществлял общее руководство подготовкой вопросов, подлежащих рассмотрению Съездом. Состав палат Верховного Совета ежегодно обновлялся по норме, устанавливаемой Съездом. Верховный Совет должен был сохранять свои полномочия вплоть до истечения срока полномочий Съезда народных депутатов и открытия первой сессии Верховного Совета нового созыва.
Порядок деятельности Верховного Совета определялся Регламентом и другими законодательными актами Российской Федерации, издаваемыми на основе Конституции. Верховный Совет созывался на очередные сессии два раза в год. Внеочередные сессии созывались Президиумом Верховного Совета либо по требованию Председателя Верховного Совета, одной трети состава одной из палат, постоянной комиссии палаты или комитета, пятидесяти народных депутатов, субъекта Российской Федерации.
Повестка и порядок работы сессии Верховного Совета обсуждались на первых раздельных или совместных заседаниях палат и утверждались раздельно путем открытого голосования простым большинством голосов от общего числа членов каждой палаты. На каждый день составлялся предварительный график рассмотрения вопросов, которым к началу заседания обеспечивались все народные депутаты. Изменение повестки дня и порядка работы сессии производились по решению Верховного Совета, принимаемому простым большинством голосов от общего числа членов каждой палаты. Заседания Верховного Совета и его палат были, как правило, открытыми и велись гласно. Право законодательной инициативы осуществлялось в форме внесения проектов новых законов об изменениях действующих, а также в форме предложений о принятии новых законов или внесении изменений в действующие. Проекты законов и законодательные предложения представлялись к рассмотрению вместе с обоснованием необходимости их разработки, развернутой характеристикой целей, задач, основных положений будущих законов, их места в системе действующего законодательства. Для работы над проектами законов или законодательными предложениями комитеты Верховного Совета и комиссии палат создавали специальные подготовительные рабочие комиссии. Рассмотрение проектов законов Российской Федерации, внесенных в Верховный Совет, осуществлялось в двух чтениях.

 

Электронная книга "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА В РОССИИ В 1906-2006 ГОДЫ" Стенограммы заседаний и другие документы.; Аппарат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации; Федеральное архивное агентство; Информационная компания "Кодекс"; ООО "Агора АйТи"; Базы данных компании "Консультант Плюс"; ООО "НПП "Гарант-Сервис".