Понимание роли и места органов народного представительства в политической системе современной России невозможно без всестороннего осмысления многовековой истории законодательных учреждений - от веча, боярской думы, дореволюционных Государственных дум и Государственного совета, до советского народовластия и современных форм парламентской демократии.
Первой формой непосредственного участия народа в решении государственных дел было Вече - собрание всех свободных жителей. Летописи упоминают о вечевых собраниях во всех древнерусских княжествах. Предметом обсуждения на вече могла стать любая проблема государственной жизни, чаще всего решались вопросы о призвании на службу и изгнании князей, о военных походах и о заключении мирных договоров. В большинстве русских земель вечевые собрания исчезают после монгольско-татарского нашествия. В Северо-западных землях (Новгород, Псков, Смоленск) Вече играло большую роль и просуществовало дольше, так как эти княжества не были разорены в период монгольско-татарского нашествия. Однако после включения в состав Московского царства и в этих землях Вече отмирает.
Одновременно во всех русских землях действовали княжеские думы в качестве постоянного совета при князе, в который входили ближайшие его соратники. Как правило, князь не предпринимал никакого серьезного дела, не обсудив его со своими боярами. Нередко в княжеских думах участвовали и представители духовенства, однако их участие не было постоянным.
В новых исторических условиях Московского царства продолжением княжеской думы явилась Боярская дума. Без нее не обходился ни один государь.
Самостоятельной роли боярская дума не играла, и всегда действовала вместе с царем, составляя совместно с государем единую верховную власть. Это единство особенно рельефно проявлялось в делах законодательства и в международных сношениях. Боярская дума просуществовала до конца XVII века.
Первыми государственными учреждениями, в которых представительное начало играло заметную, а на пике их деятельности определяющую роль были совещания боярства, духовенства, представителей служилого класса и купечества, которые созывались царями с середины XVI по семидесятые годы XVII веков, получившие в последствие название земских соборов.
За период с 1549 года, когда Иван Грозный собрал первое собрание такого рода, чтобы призвать к мировому соглашению всех, находившихся в тяжбе и заявить о своем прощении прежних вин боярства, и до 1684 года, когда был распущен собор, созванный для обсуждения вопроса о мире с Польшей, насчитывается 57 земских соборов.
Земские соборы избирали на царство государей, как в случаях, когда были сомнения в пригодности законных наследников престола (слабоумие Федора Иоанновича (собор 1584г.), малолетство Петра при слабоумии Ивана Алексеевича (собор 1682 года), так и в поворотных для России случаях, когда прерывалась династия и новый государь нуждался в легитимации (избрание Годунова в 1598 году, Василия Шуйского в 1606 году, низведение Шуйского и препоручение царства семи боярам во главе с Милославским в 1610 году; признание русским царем польского королевича Владислава в 1610 году, избрание на царство Михаила Романова в 1613 году.) Соборы рассматривали вопросы войны и мира (1566, 1580, 1591, 1598, 1604, 1616, 1621, 1653 гг.), принимали законоуложения (1648 г.), принимали под цареву руку новые территории (1651 и 1653 гг. - решение о присоединении Украины) и решали такие деликатные вопросы, как, например, освобождение населения от присяги, принесенной самозванцу (1607г.). Чаще же всего соборы рассматривали вопросы взыскания налогов.
Таким образом, функции и сферы ведения Земских Соборов достаточно точно совпадает с перечнем проблем и вопросов, которые рассматривались сословными парламентами стран Западной и Центральной Европы.
По мере укрепления царской бюрократии к концу XVII века земские соборы сошли на нет. В 1653 году был созван последний Земский собор.
Определенным отголоском деятельности Земских соборов стала при Екатерине работа Уложенной комиссии – собрания депутатов всех сословий, земель и народностей России, для выработки нового законодательного уложения. Однако эта попытка оказалась безрезультатной.
При Александре I по поручению молодого императора трудами выдающегося государственного деятеля М.М. Сперанского были разработаны контуры двухпалатного законосовещательного представительного органа, который должен был состоять из Государственной думы и Государственного совета.
Учрежденный в 1801 году Государственный совет стал в 1810 году высшим законосовещательным учреждением Российской империи. Все законы, законодательные акты перед утверждением императором должны были обязательно обсуждаться в Государственном совете.
При Александре II, создание представительных учреждений перешло в практическую плоскость, но не на общенациональном, а на местном и региональном уровнях. Были созданы уездные и губернские земские собрания, ставшие школой и куницей кадров для будущих парламентских учреждений. В последние годы жизни царя идея двухпалатного общегосударственного законосовещательного органа едва не воплотились в жизнь. Проект конституционного акта, за разработку которого отвечал министр внутренних дел Лорис-Меликов, был в принципе одобрен императором за несколько дней до своей гибели от рук народовольцев.
Убийство царя-реформатора и последовавшие за ним контрреформы Александра III задержали движение России по пути создания парламента, но сам вектор этого движения был задан.
В первые годы двадцатого века требование создать в России общегосударственный представительный и законодательный орган стало всеобщим. Оно было реализовано царскими манифестами и указами осенью 1905 - зимой 1906 годов. Законодательная функция возлагалась на учреждаемую для этой цели Государственную думу и реформируемый Государственный совет, действовавший к тому времени уже более 100 лет.
Манифестом от 20 февраля 1906 года император установил, что «со времени созыва Государственного совета и Государственной думы, закон не может воспринять силы без одобрения Совета и Думы». Государственный совет и Государственная дума должны были ежегодно созываться и распускаться императорскими указами. Обе палаты наделялись правом самостоятельно проверять полномочия своих членов. Одно и то же лицо не могло одновременно быть членом Государственного совета и Государственной думы. Обе палаты пользовались правом законодательной инициативы (за исключением основных государственных законов, почин пересмотра которых император оставил за собой).
По общему правилу, законодательные предположения рассматривались в Государственной думе и по одобрению поступали в Государственный совет. Но законодательные инициативы Государственного совета должны были рассматриваться и одобряться сначала им и лишь после этого поступать в Государственную думу. После одобрения обеими палатами законопроекты поступали на усмотрение императора. Государственный совет и Государственная дума получали также определенные контрольные полномочия: в установленном законом порядке они могли обращаться к министрам и руководителям государственных ведомств с запросами по поводу решений и действий этих ведомств и их чиновников в случае, если их законность вызывала сомнения.
Сопоставление этой конструкции с европейскими стандартами того времени позволяет заключить, что в целом российский парламент вполне соответствовал им.
Государственная дума избиралась непрямыми выборами по куриям.
Государственный совет - вторая палата первого российского парламента - формировался по смешанному принципу. Половина его членов назначалась царем. Другая половина - избиралась частично по территориальному (по одному члену Государственного совета от каждого губернского земского собрания), частично по сословно-корпоративному принципу (шесть членов от духовенства православной Российской церкви, восемнадцать от губернских дворянских обществ, шесть членов от Академии наук и университетов, по шесть от промышленных и торговых корпораций).
Таким образом, в порядке формирования избираемой части Государственного совета сочеталась модель, характерная для германских государств первой половины и середины века (посословное избрание членов верхней палаты) и модель третьей Французской республики (выборы от территориальных представительных органов). Для выборных членов Государственного совет устанавливался возрастной ценз в сорок лет. Срок их полномочий составлял девять лет с обновлением одной трети каждого разряда каждые три года.
Первому русскому двухпалатному парламенту был отмерян недолгий век – чуть больше десяти лет.
В ходе Февральской и Октябрьской революций 1917 года сложилась новая система представительной власти. Ею стали Советы.
С 1924 года в Союзе Советских Социалистических Республик, в состав которого входила Россия (Российская Советская Федеративная Социалистическая республика) законодательная и представительная функция de jure принадлежала Съезду Советов, который для текущей работы формировал две палаты - Союзный Совет, в котором союзные республики были представлены пропорционально населению каждой из них, и Совет Национальностей, который формировался по следующему принципу: от каждой союзной республики (независимо от численности населения) - по 5 человек и от каждой автономной области или республики - по 1человеку.
Президиумы обеих палат входили в состав Президиума Центрального исполнительного комитета Съезда Советов.
По Конституции 1936 года Верховный Совет СССР являлся высшим органом государственной власти Советского Союза, который, принимая решения по важнейшим вопросам государственного строительства, экономики, социально-культурной сферы, определяя основные направления внешней политики, осуществлял высший контроль за деятельностью государственного аппарата. Верховный Совет СССР избрал Президиум Верховного Совета СССР, формировал Правительство СССР, избирал Верховный Суд СССР, назначал Генерального прокурора СССР. Верховный Совет СССР мог также назначить следственные и ревизионные комиссии по любому вопросу.
Верховный Совет СССР избирался населением страны сроком на 4 года путем всеобщего, равного и прямого избирательного права. Депутатом мог быть избран гражданин СССР не моложе 23 лет.
Был сохранен принцип двухпалатности. Верховный Совет СССР состоял из двух равноправных палат - Совета Союза и Совета Национальностей. Совет Союза избирался по норме: один депутат на 300 тыс. человек населения. В Совет Национальностей избирались по 32 депутата от каждой союзной республики, по 11 депутатов от каждой автономной республики, по 5 депутатов от каждой национальной области и по 1 депутату от каждого национального округа.
Обе палаты обладали правом законодательной инициативы, их сессии проходили одновременно, в случае разногласий между палатами вопрос рассматривался согласительной комиссией, образуемой самими палатами на паритетных началах.
Каждая палата образовывала постоянные комиссии: мандатную, комиссию законодательных предположений, планово-бюджетную, комиссию по иностранным делам, комиссию по делам молодежи, а также комиссии по отраслям или группам отраслей экономики и государственного управления.
Законодательная деятельность Верховного Совета СССР осуществлялась в двух формах: непосредственно путем принятия законов и путем утверждения указов Президиума Верховного Совета СССР, изданных в период между сессиями.
Президиум Верховного Совета СССР имел широкие полномочия вносить изменения и дополнения в действующее законодательство, в том числе в законы СССР и Основы законодательства Союза ССР и союзных республик. Утверждение указов Президиума Верховного Совета СССР общенормативного характера проводилось на собиравшихся 2 раза в год сессиях Верховного Совета СССР.
Голосование законов производилось раздельно по палатам. Закон считался утвержденным, если за его принятие в каждой из палат подавалось простое большинство голосов (для внесения изменений в Конституцию требовалось квалифицированное большинство, не менее 2/3 голосов, в каждой палате). Руководящим ядром всех государственных органов, в том числе и Верховного Совета СССР, являлась Коммунистическая партия. Выдвигаемые КПСС задачи определяли деятельность каждого Совета, лежали они и в основе деятельности Верховного Совета СССР.
Существенная активизация деятельности советов всех уровней начинается после отмены статьи 6 Конституции СССР о руководящей и направляющей роли КПСС. Особенно активно стали работать Съезды народных депутатов РСФСР и Верховный Совет РСФСР. Всего за 1990 год было принято свыше 150 законодательных актов, формирующих основу рыночных реформ, законодательное закрепление принципа частной собственности, расширение форм собственности и хозяйственной деятельности, утверждение их равенства, создание конкурентной среды. Были введены институт президентства и Конституционный Суд.
Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 января 1991 года было утверждено Положение о Совете Федерации РСФСР в качестве консультативно-координационного органа в составе Председателя Верховного Совета РСФСР (Председатель Совета Федерации), Председателей Верховных Советов республик, автономных областей и округов, краев, областей, Московского и Ленинградского городских советов. Совет Федерации РСФСР дважды собирался на свои заседания (22 ноября 1990 года и 23 января 1991 года) и внес определенный вклад в подготовку Федеративного договора.
После осуществления конституционной реформы в конце 1993 г. органы советской власти прекращают свою работу как на общегосударственном уровне (съезд, Верховный Совет), так и в большинстве субъектов Федерации.
Указы Президента Российской Федерации от 11 октября 1993 года (№1626) “О выборах в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации” и от 6 ноября 1993 года (№1846) “Об уточнении Положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году и Положения о выборах депутатов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в 1993 году” определяли формирование Совета Федерации.
Положение о выборах в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации первого созыва предусматривало, что в этот орган должны входить по два депутата от каждого субъекта Федерации. Депутаты верхней палаты избираются на основе мажоритарной системы по двухмандатным избирательным округам, образуемым в рамках административных границ субъектов Федерации (один округ на территории каждого субъекта Федерации). Кандидаты в Совет Федерации выдвигались группами избирателей и избирательными объединениями.
Принятая 12 декабря 1993 года Конституция Российской Федерации закрепила статус двухпалатного парламента России, состоящего из Государственной Думы и Совета Федерации. "Заключительные и переходные положения" Конституции устанавливали, что Совет Федерации первого созыва избирается только на два года, а депутаты Совета Федерации осуществляют свои полномочия на непостоянной основе.
12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Совет Федерации первого созыва в 85 субъектах Российской Федерации. 13 марта 1994 года состоялись выборы в Совет Федерации в Татарстане, а 15 мая 1994 года - в Челябинской области, в результате которых в Совет Федерации были избраны еще 4 человека. В итоге в палату было избрано 175 депутатов.
Первым Председателем Совета Федерации, избранным 13 января 1994 года, стал Владимир Филиппович Шумейко. За 2 года работы Совета Федерации первого созыва в 1994-1995 гг. на 32 заседаниях Совета Федерации было принято 773 постановления по вопросам своего ведения. К окончанию срока своих полномочий Совету Федерации удалось завершить работу над многими базовыми законами, регулирующими различные сферы общественной жизни. Вступили в силу первые две части Гражданского кодекса, Семейный, Арбитражный, Водный кодексы.
В конце 1995 года был принят Федеральный закон “О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации”, согласно которому в Совет Федерации входили по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти, по должности.
23 января 1996 года Совет Федерации второго созыва приступил к работе. На первом заседании Совета Федерации 23 февраля 1996 года Председателем Совета Федерации был избран Егор Семенович Строев, Глава администрации Орловской области.
За время работы Совета Федерации второго созыва в 1996-2001 гг. на 47 заседаниях Совета Федерации по вопросам ведения палаты было принято 2843 постановления.
Главный итог деятельности палаты в 1996-2001 - практическое становление Совета Федерации в качестве “палаты регионов” - реального гаранта политической стабильности страны. Законодательные приоритеты Совета Федерации определялись тем, что "сенаторы", будучи региональными политиками, основное внимание должны были уделять законопроектам, в которых интересы территорий затрагивались в наибольшей степени. К числу таковых относились, прежде всего, проекты бюджета, трансфертная политика, налоговая реформа, избирательное законодательство. Рассматривая документы, поступающие из Государственной Думы, члены Совета Федерации руководствовались тем, насколько они соответствуют интересам субъектов Российской Федерации с экономической или политической точки зрения.
В этот период Совет Федерации становится инициатором крупных международных акций. Среди них заметное место занял Петербургский экономический форум, первое заседание которого состоялось летом 1997. В работе форума принимали участие парламентарии и руководители стран ближнего и дальнего зарубежья, представители деловых кругов, банковских и финансовых структур, общественные деятели. До 2005 года включительно Форум проходил под эгидой Совета Федерации. В марте 2006 года было принято решение о передаче вопросов подготовки и проведения Петербургского международного экономического форума Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации.
В сентябре 2000 года под эгидой Совета Федерации прошел Байкальский экономический форум, а в следующем 2001 году в его рамках прошла международная конференция “Байкал - мировое наследие: экономика, экология”. Байкальский экономический форум стал значимым явлением в экономической жизни Сибири и Дальнего Востока, страны в целом. В сентябре 2008 года он был проведен уже в пятый раз.
8 августа 2000 года вступил в силу новый Федеральный закон “О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации”.
Одной из основных причин внесения изменений в порядок формирования Совета Федерации являлась необходимость обеспечения такого порядка формирования палаты, при котором полномочия членов Совета Федерации осуществлялись бы на постоянной основе.
В соответствии с новым законом представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации назначается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на срок его полномочий.
Член Совета Федерации - представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации на срок полномочий этого органа, а при формировании законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации путем ротации - на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа.
Однако, поскольку в ряде субъектов Российской Федерации - Республике Башкортостан, Кабардино-Балкарской Республике, Республике Карелии, Республике Саха (Якутии) и Свердловской области были сформированы двухпалатные законодательные (представительные) органы государственной власти, новый закон предусмотрел, что член Совета Федерации - представитель от двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты.
До вступления в силу решений об избрании (назначении) в установленном новым Федеральным законом порядке новых членов Совета Федерации, члены Совета Федерации - представители по должности от субъектов Российской Федерации в Совете Федерации должны были продолжать исполнять свои полномочия.
5 декабря 2001 года Председателем Совета Федерации был избран Сергей Михайлович Миронов, представитель в Совете Федерации от Законодательного Собрания Санкт - Петербурга.
В январе 2002 года закончилась предусмотренная новым Федеральным законом “ротация” членов Совета Федерации. 16 января 2002 года Совет Федерации третьего созыва приступил к работе в новом составе.
30 января 2002 года Совет Федерации принял новый Регламент палаты, в основу организации которой были положены три основных принципа: точное отражение ее конституционных полномочий, сохранение преемственности в работе и создание структуры палаты, наиболее приближенной к структуре комитетов Государственной Думы.
В соответствии с новым Регламентом в Совете Федерации были созданы 16 комитетов: по конституционному законодательству; по судебно-правовым вопросам; по обороне и безопасности; по бюджету; по финансовым рынкам и денежному обращению; по международным делам; по делам Содружества Независимых Государств; по делам Федерации и региональной политике; по вопросам местного самоуправления; по социальной политике; по экономической политике, предпринимательству и собственности; по промышленной политике; по природным ресурсам и охране окружающей среды; по аграрно-продовольственной политике; по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии; по делам Севера и малочисленных народов, а также семь постоянных комиссий: по Регламенту и организации парламентской деятельности; по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации; по методологии реализации конституционных полномочий Совета Федерации; по взаимодействию со Счетной палатой Российской Федерации; по делам молодежи и спорту; по информационной политике; по естественным монополиям.
Постановлениями Совета Федерации от 6 октября 2006, от 6 июля 2007 и от 30 января 2008 образованы Комиссии Совета Федерации по национальной морской политике, по культуре, по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, по вопросам развития институтов гражданского общества; ликвидирована Комиссия Совета Федерации по методологии реализации конституционных полномочий Совета Федерации.
Начиная с 2002 года были созданы следующие временные комиссии Совета Федерации: по международному техническому и гуманитарному сотрудничеству (март 2002 г.); по сотрудничеству с Европейским союзом и проблемам Калининградской области (апрель 2002 г.); по вопросам ликвидации последствий стихийного бедствия на Северном Кавказе (июль 2002 г.); по вопросам подготовки к празднованию 300-летия основания города Санкт - Петербурга (октябрь 2002 г.); по анализу правоприменительной практики в сфере законодательства Российской Федерации по вопросам собственности (декабрь 2002 г.); по вопросам социальной защиты ветеранов (апрель 2003 г.); по налоговой политике (июнь 2003 г.); по законодательному обеспечению формирования рынка доступного жилья (июль 2004 г.); по анализу ситуации на Северном Кавказе (июль 2004 г.); по подготовке законодательных предложений по противодействию терроризму (сентябрь 2004 г.); по национальной морской политике (февраль 2005 г.); по вопросам выполнения столичных функций (июль 2005 г.); по вопросам технического регулирования ( декабрь 2005 г.); по законодательному обеспечению реформирования жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации (май 2006 г.), по вопросам подготовки и проведения ХХII Олимпийских зимних игр и ХI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи (октябрь 2007 г.).
Часть комиссий уже завершила свою работу, деятельность ряда комиссий продлена палатой.
Новым явлением для современного российского парламентаризма стало создание 20 сентября 2004 года «Парламентской комиссии по расследованию причин и обстоятельств совершения террористического акта в городе Беслан Республики Северная Осетия – Алания 1-3 сентября 2004 года». В ее состав вошли представители обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации. Комиссию возглавил заместитель Председателя Совета Федерации А.П. Торшин. 22 декабря 2006 года на заседании Совета Федерации был представлен итоговый доклад комиссии, после чего было принято решение о завершении ее работы.
Дальнейшим развитием организационной структуры Совета Федерации стало создание 3 марта 2006 года «Объединенной комиссии по национальной политике и взаимоотношениям государства и религиозных объединений при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». Комиссия получила статус постоянно действующего консультативного органа, созданного в целях совершенствования законодательного обеспечения национальной политики и политики государства в отношении религиозных объединений в Российской Федерации. В состав Объединенной комиссии входят члены Совета Федерации и, по согласованию, руководители законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Председателем Объединенной комиссии является Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Работа на постоянной основе позволила изменить режим работы Совета Федерации, увеличив в два раза интенсивность проведения пленарных заседаний, что, в свою очередь, исключило практику одобрения законов без их рассмотрения, повысить качество обсуждения законопроектов. Более качественной и интенсивной стала работа комитетов и постоянных комиссий в области законодательной деятельности.
Переход на новый уровень взаимодействия основных участников законодательного процесса позволил Совету Федерации существенно повысить его эффективность и результативность законодательной деятельности в целом. Если ранее палата отклоняла 20-30 % рассматриваемых ею законов, и в итоге длительных согласований вступало в силу около 75% законов, принятых Государственной Думой, то теперь можно наблюдать объективную тенденцию к снижению доли отклоняемых законов от 4,5-5% в 2002-2003 годах до 2-3% - в 2004-2008 годах. В итоге вступает в силу свыше 98% законов, принятых (одобренных) обеими палатами Федерального Собрания Российской Федерации.
С переходом на постоянный режим работы палаты существенно возросло значение взаимодействия с институтами гражданского общества, научными и экспертными сообществами, общественными объединениями и организациями. В значительной степени это взаимодействие происходит с помощью общественных и экспертных советов при комитетах и комиссиях Совета Федерации и его Председателе.
В настоящее время при Председателе Совета Федерации активно действует целый ряд общественных советов: Научно-экспертный совет; Общественная комиссия по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин в России; Координационный совет по проблемам социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей; Совет по развитию малого и среднего предпринимательства, Экспертный совет по проблемам законодательного обеспечения развития оборонно-промышленного комплекса; Совет по проблемам агропромышленного комплекса России; Совет по делам инвалидов; Координационный совет по социальной стратегии; Совет по федеральным и региональным программам; Совет по местному самоуправлению; Совет по вопросам жилищного строительства; Совет по государственной культурной политике.
Для повышения эффективности реализации полномочий Совета Федерации в 2002 году были назначены представители палаты в Государственной Думе, Правительстве Российской Федерации, Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Счетной палате Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Министерстве юстиции Российской Федерации, Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации.
21 мая 2002 года был образован Совет по взаимодействию Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации (Совет законодателей), в состав которого вошли руководители законодательных собраний регионов. Основная цель - обеспечение единого правового пространства Российской Федерации, координация законотворческой деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Его создание позволило выстроить систему полноправного участия представителей региональной власти в формировании и проведении общегосударственной политики. В работе Совета законодателей регулярно принимает участие Президент Российской Федерации.
С 2002 год в Совете Федерации ведется работа по мониторингу законодательства и правоприменительной практики. Целью мониторинга является повышение качества принимаемых законов, совершенствование на основе законодательной и правоприменительной деятельности системы принятия и реализации государственно-политических решений и, в конечном счете, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. С 2004 года получила распространение практика постоянного мониторинга федеральных законов, имеющих принципиальное значение для судеб российских граждан.
Мониторинг законодательства и правоприменительной практики в качестве одного из основных видов деятельности Совета Федерации закреплен в Программе действий Совета Федерации по реализации посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации (принята на заседании Совета законодателей в июне 2005 года).
Результаты работы Совета Федерации по мониторингу законодательства и правоприменительной практики нашли отражение в ежегодных (начиная с февраля 2005 года) докладах "О состоянии законодательства в Российской Федерации". Публикация докладов Совета Федерации вызвала инициативу ряда субъектов Российской Федерации по подготовке на основе результатов мониторинга федерального и регионального законодательства докладов о состоянии законодательства в регионе. В настоящее время уже свыше двух десятков субъектов Российской Федерации подготовили свои собственные доклады.
В 2002 – 2008 годах продолжалась работа Совета Федерации по организации и проведению крупных международных акций, имеющих принципиальное значение, как для экономического развития России, так и для расширения интеграционных процессов в рамках Содружества Независимых государств.
В 2002 году Совет Федерации выступил с инициативой проведения информационного форума, призванного способствовать формированию единого информационного пространства России, развитию связей с глобальной информационной средой, информационному обмену между парламентами России, государств СНГ и Европы для выработки унифицированных подходов к решению вопросов государственной информационной политики.
Первый Уральский информационный форум (март 2003) прошел под девизом «Развитие единого информационного пространства России» в г. Челябинске. Второй форум состоялся в г. Калининграде в апреле 2004 года. Он получил статус международного и прошел под девизом «Россия и Европа: информационное сотрудничество в условиях глобализации».
В 2005 году Советом Федерации и администрацией Хабаровского края было принято решение провести в сентябре того же года в Хабаровске Дальневосточный международный экономический конгресс. Такой конгресс состоялся и был посвящен вопросам сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) под девизом: «Горизонты партнерства России с государствами АТР: человек, природа, экономика».
По итогам работы Конгресса признано целесообразным проводить Дальневосточный международный экономический конгресс на постоянной основе один раз в два года.
Кроме названных экономических форумов уже дважды (в апреле 2005 года в финском городе Оулу и в октябре 2006 года в Петрозаводске) проводился российско-финляндский экономический форум, одним из учредителей и организаторов которого так же стал Совет Федерации.
Одним из важнейших и эффективных рычагов в установлении конструктивного диалога, укреплении практического подхода в развитии международного сотрудничества и всемерного учета национальных интересов каждой страны является парламентская составляющая, удельный вес которой в международной политике с каждым годом возрастает.
Это потребовало от Совета Федерации выхода на качественно новый уровень деятельности палаты на международной парламентской арене. Новая стратегия развития сотрудничества с международными парламентскими организациями способствовала более энергичному продвижению интересов России в международных парламентских кругах и заметному росту авторитета Совета Федерации и его членов.
Международным признанием заслуг Совета Федерации стало его членство в Ассоциации европейских сенатов. Решение об этом было принято 28 июня 2002 года на встрече Ассоциации в столице Словении городе Любляне.
С 13 по 15 ноября 2008 года в Санкт - Петербурге состоялось внеочередное заседание Ассоциации европейских сенатов, посвященное 15-летию Совета Федерации. Оно стало еще одним свидетельством высокой оценки роли Совета Федерации в международном межпарламентском процессе.
26 ноября 2008 года Совет Федерации одобрил инициированные Президентом Российской Федерации и принятые Государственной Думой поправки в Конституцию Российской Федерации, касающиеся увеличения срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы, а так же устанавливающие контрольные полномочия Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации.
22 декабря 2008 года Совете Федерации принял Постановления «Об установлении результатов рассмотрения законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации Закона Российской Федерации «Об изменениях срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» и «Об установлении результатов рассмотрения законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации».
Совет Федерации постановил, что Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «Об изменениях срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» и Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации» рассмотрены и одобрены законодателями 83 субъектов Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 9 и 10 Федерального закона «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации».
4 февраля 2009 года Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением порядка формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». Закон установил новый порядок формирования Совета Федерации, предложенный Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым в Послании Федеральному Собранию Российской федерации 5 ноября 2008 года.
В соответствии с новым законом кандидатом для избрания (назначения) в качестве представителя в Совете Федерации может быть гражданин Российской Федерации, являющийся депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или депутатом представительного органа муниципального образования, расположенного на территории данного субъекта.
Согласно Закону, новый порядок формирования Совета Федерации вступит в силу с 1 января 2011 года. Таким образом, установлен переходный период, в течение которого действующие члены Совета Федерации доработают свой срок полномочий.