Съезд Народных депутатов РСФСР Верховный совет РСФСР/РФ.
"В целях развития социалистической демократии, самоуправления народа, совершенствования избирательной системы, структуры и деятельности Советов народных депутатов и органов правосудия" и в соответствии с Законом СССР от 1 декабря 1988 года одиннадцатая сессия Верховного Совета РСФСР XI созыва 27 октября 1989 года приняла Закон РСФСР "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР". В соответствии с этим Законом единую систему представительных органов государственной власти РСФСР составляют Советы народных депутатов - Съезд народных депутатов РСФСР и Верховный Совет РСФСР, Съезды народных депутатов и Верховные Советы автономных республик, местные Советы народных депутатов (краевые, областные, автономных областей, автономных округов, районные, городские, районные в городах, поселковые и сельские). Срок полномочий Советов народных депутатов - 5 лет. Важнейшие вопросы республиканского значения решаются на заседаниях Съезда народных депутатов РСФСР и сессиях Верховного Совета РСФСР или ставятся на референдумы. Съезд народных депутатов РСФСР избирает Верховный Совет РСФСР и Председателя Верховного Совета РСФСР. Верховный Совет РСФСР формирует Президиум.
Высшим органом государственной власти РСФСР является Съезд народных депутатов РСФСР, который правомочен принять к своему рассмотрению и решить любой вопрос, отнесенный к ведению РСФСР. К исключительному ведению Съезда относится:
принятие Конституции РСФСР, внесение в нее изменений и дополнений;
определение внутренней и внешней политики РСФСР;
принятие решения по вопросам национально-государственного устройства РСФСР;
решение вопросов об изменении границ РСФСР с другими союзными республиками и внесение их на рассмотрение Съезда народных депутатов СССР;
утверждение перспективных государственных планов и важнейших республиканских программ экономического и социального развития РСФСР;
избрание Верховного Совета РСФСР, Председателя Верховного Совета РСФСР, его заместителей;
утверждение Председателя Совета Министров РСФСР, Председателя Комитета народного контроля РСФСР, Председателя Верховного Суда РСФСР, Главного государственного арбитра РСФСР;
избрание Комитета конституционного надзора РСФСР;
принятие решений о проведении республиканского народного голосования (референдума);
осуществление законодательной инициативы на Съезде народных депутатов СССР и в Верховном Совете СССР.
Съезд народных депутатов РСФСР вправе отменять акты, принятые Верховным Советом РСФСР. Съезд принимает законы и постановления. Съезд народных депутатов РСФСР состоит из 1068 депутатов, в том числе 900 депутатов избраны от территориальных избирательных округов, 168 депутатов - от национально-территориальных избирательных округов по определенным Конституцией нормам. Заседания Съезда проводятся один раз в год.
Верховный Совет РСФСР - орган Съезда народных депутатов РСФСР, постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган государственной власти РСФСР. Верховный Совет избирается тайным голосованием из числа народных депутатов РСФСР Съездом и ему подотчетен. Верховный Совет РСФСР состоит из двух палат: Совета Республики и Совета Национальностей, равных по своему численному составу. Палаты Верховного Совета РСФСР равноправны. Совет Республики избирается из числа народных депутатов РСФСР от территориальных избирательных округов, Совет Национальностей - из числа народных депутатов от национально-территориальных избирательных округов. Съезд народных депутатов РСФСР ежегодно обновляет часть состава палат Верховного Совета по установленной им норме. Каждая палата Верховного Совета РСФСР избирает Председателя палаты и его заместителя Верховный Совет РСФСР созывается Президиумом Верховного Совета РСФСР на очередные сессии, которые проводятся два раза в год. Сессия Верховного Совета состоит из раздельных и совместных заседаний палат, а также проводимых в период между ними заседаний постоянных комиссий палат и комитетов Верховного Совета РСФСР. По истечении срока полномочий Съезда народных депутатов РСФСР Верховный Совет РСФСР сохраняет полномочия вплоть до образования вновь избранным Съездом нового состава Верховного Совета РСФСР.
Верховный Совет РСФСР:
назначает выборы народных депутатов РСФСР и народных депутатов местных Советов;
утверждает состав Центральной избирательной комиссии по выборам народных депутатов РСФСР;
назначает Председателя Совета Министров РСФСР и по его представлению утверждает состав Совета Министров, образует и упраздняет министерства и государственные комитеты РСФСР;
избирает Комитет народного контроля РСФСР, Верховный Суд РСФСР, судей краевых и областных судов; назначает Главного государственного арбитра РСФСР;
регулярно заслушивает отчеты образуемых или избираемых им органов, должностных лиц, решает вопрос о доверии Правительству РСФСР и членам Правительства;
обеспечивает единство и осуществляет законодательное регулирование на всей территории РСФСР;
решает вопросы, связанные с обеспечением конституционных прав, свобод и обязанностей граждан РСФСР и равноправия граждан СССР всех национальностей на территории РСФСР;
дает толкование законов РСФСР;
устанавливает порядок организации и деятельности республиканских, местных органов государственной власти и управления;
направляет деятельность местных Советов народных депутатов;
утверждает государственные планы экономического и социального развития РСФСР, государственный бюджет РСФСР;
осуществляет контроль за их исполнением;
ратифицирует и денонсирует международные договоры РСФСР;
участвует в разработке основных мероприятий в области обороны и обеспечения государственной безопасности страны;
учреждает государственные награды РСФСР, устанавливает почетные звания РСФСР, а также обладает некоторыми другими полномочиями в соответствии с Конституцией РСФСР.
Верховный Совет РСФСР принимает законы РСФСР и постановления. Каждая палата Верховного Совета РСФСР вправе рассматривать любые вопросы, отнесенные к ведению Верховного Совета. Рассмотрению прежде всего в Совете Республики подлежат вопросы государственного строительства и социально-экономического развития, имеющие общее для всей республики значение, прав, свобод и обязанностей граждан РСФСР. Рассмотрению прежде всего в Совете Национальностей подлежат вопросы обеспечения национального равноправия интересов наций, народностей и национальных групп; совершенствования законодательства РСФСР, регулирующего межнациональные отношения и другие вопросы.
По вопросам своей компетенции каждая из палат принимает постановления. Президиум Верховного Совета РСФСР является подотчетным Верховному Совету органом, обеспечивающим организацию работы Съезда народных депутатов РСФСР, Верховного Совета РСФСР и осуществляющим другие полномочия, предусмотренные Конституцией РСФСР и законами РСФСР. В состав Президиума входят по должности: Председатель Верховного Совета РСФСР, его заместители, председатели палат, председатели постоянных комиссий палат и комитетов Верховного Совета РСФСР.
Президиум Верховного Совета РСФСР возглавляет Председатель Верховного Совета РСФСР. Президиум Верховного Совета РСФСР:
созывает сессии Верховного Совета;
организует подготовку заседаний Съезда и сессий;
координирует деятельность постоянных комиссий палат и комитетов Верховного Совета РСФСР;
оказывает содействие народным депутатам РСФСР в осуществлении ими своих полномочий;
осуществляет контроль за соблюдением Конституции РСФСР;
организует подготовку и проведение народных голосований (референдумов);
награждает государственными наградами РСФСР;
присваивает почетные звания РСФСР;
устанавливает памятные и знаменательные дни РСФСР;
решает вопросы гражданства РСФСР;
осуществляет помилование;
назначает и отзывает дипломатических представителей РСФСР в иностранных государствах и при международных организациях, а также осуществляет другие полномочия, определенные Конституцией РСФСР.
Президиум издает указы и принимает постановления. Председатель Верховного Совета РСФСР является высшим должностным лицом РСФСР и представляет ее внутри страны и в международных отношениях. Председатель Верховного Совета РСФСР избирается Съездом народных депутатов РСФСР из числа народных депутатов РСФСР тайным голосованием сроком на>пять лет; он подотчетен Съезду и Верховному Совету. Председатель Верховного Совета РСФСР:
осуществляет общее руководство подготовкой вопросов, подлежащих рассмотрению Съездом и Верховным Советом;
подписывает законы РСФСР и другие акты, принятые Съездом, Верховным Советом и его Президиумом;
представляет Съезду народных депутатов РСФСР и Верховному Совету РСФСР доклады о положении республики и важных вопросах ее внутренней и внешней политической деятельности, об участии в обеспечении обороноспособности и безопасности РСФСР;
представляет Съезду и Верховному Совету кандидатуры для избрания или назначения на должности заместителей Председателя Верховного Совета РСФСР, членов Комитета конституционного надзора, Председателя Совета Министров РСФСР, Председателя Комитета народного контроля РСФСР, Председателя Верховного Суда РСФСР, Главного государственного арбитра РСФСР;
ведет переговоры и подписывает международные договоры.
Председатель Верховного Совета РСФСР издает распоряжения. Первый заместитель и заместители Председателя Верховного Совета выполняют по его уполномочию отдельные функции и замещают Председателя в случае его отсутствия. Совет Республики и Совет Национальностей избирают из числа членов Верховного Совета РСФСР, других народных депутатов РСФСР постоянные комиссии палат, а также могут создавать на совместных началах комитеты Верховного Совета из числа членов палат и других народных депутатов РСФСР.
Верховный Совет РСФСР, каждая из его палат создают при необходимости следственные, ревизионные и иные комиссии по любому вопросу. Постоянные комиссии палат и комитеты Верховного Совета РСФСР ежегодно обновляются по нормам, установленным Верховным Советом. Постановлением Верховного Совета РСФСР от 27 октября 1989 года "О порядке введения в действие Закона РСФСР "Об изменениях и Дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР" было поручено Президиуму Верховного Совета РСФСР после проведения выборов народных депутатов РСФСР созвать Съезд и организовать подготовку его заседаний.
На одиннадцатой сессии Верховного Совета РСФСР XI созыва также был принят Закон о выборах народных депутатов РСФСР (27 октября 1989 года). Закон определил порядок назначения выборов и образования избирательных округов; образование, полномочия и организацию работы избирательных комиссий; порядок выдвижения и регистрации кандидатов в народные депутаты РСФСР; порядок голосования и подведения итогов выборов, их публикования; порядок проведения повторного голосования, повторных выборов и выборов вместо выбывших народных депутатов РСФСР. На этой же сессии была образована Центральная избирательная комиссия по выборам народных депутатов РСФСР и назначены на 4 марта 1990 года выборы народных депутатов РСФСР и народных депутатов местных Советов. Кандидатами в народные депутаты РСФСР было выдвинуто 8.254 человека. В ходе выборов 4 марта 1990 года и повторного голосования 18 марта 1990 года было избрано 1.026 народных депутатов РСФСР. Еще 34 депутата были избраны в мае 1990 года в результате повторных выборов.
Первый Съезд народных депутатов РСФСР состоялся в г. Москве с 16 мая по 22 июня 1990 года и проходил, как и последующие Съезды, в Большом Кремлевском Дворце Съезд определил главные направления внутренней политики РСФСР, решил важные организационные вопросы. На Съезде был избран Председатель Верховного Совета РСФСР - Б.Н.Ельцин, его Первый заместитель Р.И.Хасбулатов и заместители - Б.М.Исаев и С.П.Горячева (постановления Съезда от 29 мая 1990 года, 5 июня 1990 года и 1 июня 1990 года) Распределение обязанностей (функций) между Председателем Верховного Совета Российской Федерации, его Первым заместителем и заместителями Председателя, как правило, закреплялось соответствующими распоряжениями Председателя (№ 116-1 от 17 июля 1990 года, от 5 мая 1991 года; № 1970рп-1 от 3 декабря 1991 года; № 3427рп-1 от 21 августа 1992 года; №"3441 рп-1 от 7 сентября 1992 года)11 июня 1990 года Съезд избрал Верховный Совет РСФСР: Совет Республики и Совет Национальностей. На Съезде была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР, которая провозглашена "основой для разработки новой Конституции РСФСР, заключения Союзного договора и совершенствования республиканского законодательства". Съезд образовал Конституционную комиссию для разработки проекта новой Конституции республики, а также поручил Верховному Совету РСФСР и Конституционной комиссии доработать принятый за основу Декрет о власти и разработать основные начала нового Союзного договора, руководствуясь постановлениями Съезда от 20 и 22 июня 1990 года "О механизме народовластия в РСФСР" и "О разграничении функций управления организациями на территории РСФСР".
На Съезде Председателем Совета Министров РСФСР был утвержден И.С.Силаев. Съезд поручил Верховному Совету разработать и внести на следующий Съезд проект концепции экономической реформы; Совету Министров поручено разработать программу возрождения российской деревни и развития агропромышленного комплекса. Были упразднены органы народного контроля в РСФСР. Съезд принял постановление "О подготовке и рассмотрении проектов законов РСФСР", определившее перечень проектов законов, которые необходимо Верховному Совету РСФСР подготовить и рассмотреть в первоочередном порядке. В их числе законопроекты по вопросам экономической, политической реформ, гармонизации межнациональных отношений и другие.
7 июня 1990 года был принят Временный регламент Съезда народных депутатов РСФСР и образованы комиссии Съезда по отдельным вопросам. В регламенте определены: порядок формирования рабочих органов Съезда народных депутатов РСФСР (Секретариат, Мандатная и редакционная комиссии), избрания руководства Верховного Совета, его палат, должностных лиц; порядок обсуждения и принятия решений на Съезде, создания комиссий, использования электронной системы.
В соответствии с Временным регламентом Съезд народных депутатов РСФСР осуществляет свою работу на пленарных заседаниях, а при необходимости - на секционных заседаниях. Секретариат Съезда организует ведение стенограммы и протокола заседаний Съезда, ведет запись желающих выступить, регистрирует депутатские запросы, сообщения, заявления и предложения, организует работу с обращениями граждан, поступающими в адрес Съезда. Редакционная комиссия по поручению Съезда проводит редакционную подготовку проектов законов, постановлений, решений и других документов Съезда.
Съезд может создавать комиссии по любым вопросам своей деятельности; комиссии подотчетны Съезду и ответственны только перед ним. Комиссия прекращает деятельность после выполнения возложенных на нее задач или досрочно по решению Съезда. Во Временном регламенте установлено, что народные депутаты РСФСР могут объединяться в депутатские группы по территориальному или иному избранному группой принципу. Состав депутатской группы должен быть не менее 50 депутатов. Организационное, техническое и иное обслуживание Съезда народных депутатов РСФСР обеспечивается Секретариатом Верховного Совета РСФСР, положение и штаты которого утверждаются Верховным Советом. На Съезде было также принято Временное положение об обеспечении деятельности народных депутатов РСФСР. На начавшейся 13 июня 1990 года первой сессии Верховного Совета РСФСР были избраны председатели палат: Председателем Совета Республики - В.Б.Исаков, Председателем Совета Национальностей - Р.Г.Абдулатипов. Первая сессия Верховного Совета РСФСР проходила с 13 июня по 14 июля 1990 года. На сессии Верховный Совет образовал свои рабочие органы. В каждой палате были созданы постоянные комиссии (4 - в Совете Республики. 3 - в Совете Национальностей), на паритетных началах образовано 18 комитетов Верховного Совета РСФСР.
Верховным Советом РСФСР был утвержден состав Совета Министров РСФСР. На сессии принят закон РСФСР о республиканских министерствах и государственных комитетах РСФСР, постановления об основных принципах осуществления внешнеэкономической деятельности на территории республики, создании зон свободного предпринимательства, а также другие акты нормативного, распорядительного и контрольного характера. Утверждены Временные правила представления в Верховный Совет РСФСР и рассмотрения в комитетах и "комиссиях проектов законов РСФСР.
С 3 сентября по 27 декабря 1990 г. проходила вторая сессия Верховного Совета РСФСР. Программой работы Верховного Совета послужили решения, принятые I Съездом народных депутатов РСФСР, а основным направлением его деятельности явилось законотворчество. Верховный Совет РСФСР принял Декрет о власти. Были приняты законы РСФСР о статусе народных депутатов, о референдуме, о свободе вероисповеданий, о собственности, о предприятиях и предпринимательской деятельности, о налоговой системе в РСФСР, об обеспечении экономической основы суверенитета республики (в соответствии с которым был образован Госкомимущество РСФСР), акты о земельной реформе, о социальном развитии села и крестьянском (фермерском) хозяйстве, о государственных пенсиях, о федеративном устройстве, о концепции экономической реформы и по другим вопросам. Верховный Совет РСФСР одобрил программу стабилизации экономики и перехода к рыночным отношениям (программа "500 дней" С.Шаталина – Г.Явлинского). Был обсужден и принят 24 октября 1990 года Регламент Верховного Совета РСФСР, регулирующий процедуру организации его деятельности. Регламент Верховного Совета РСФСР, принятый еще 26 марта 1980 года, утратил силу.
В Регламенте Верховного Совета РСФСР в соответствии с Конституцией РСФСР изложены полномочия и порядок формирования Верховного Совета, постоянных комиссий палат и комитетов Верховного Совета РСФСР, его Президиума. Определены порядок формирования Совета Министров РСФСР, Верховного Суда РСФСР, назначения прокурора и Главного государственного арбитра республики. Особое внимание уделено вопросу о внесении и рассмотрении в Верховном Совете проектов законодательных актов, государственных плана и бюджета, а также порядку принятия и оформления распорядительных и контрольных решений Верховного Совета РСФСР. Согласно Регламенту Верховного Совета РСФСР проекты законов РСФСР и законодательные предложения представляются к рассмотрению вместе с обоснованием необходимости их разработки, характеристикой целей, задач и основных положений, их места в системе действующего законодательства. Проекты законов РСФСР и законодательные предложения, подлежащие рассмотрению Верховным Советом РСФСР, представляются в Президиум Верховного Совета РСФСР, а в период проведения сессии Верховного Совета - в палаты или председателям палат. Зарегистрированные законопроект или законодательное предложение направляются в соответствующие постоянные комиссии палат и комитеты Верховного Совета РСФСР и одновременно в Комитет Верховного Совета РСФСР по законодательству. При этом определяется головной комитет (комиссия) для подготовки заключения. Проекты законов РСФСР рассылаются членам Верховного Совета. Замечания и предложения депутатов учитываются при дальнейшей работе над законопроектами. Для работы над проектами законов РСФСР или законодательными предложениями постоянные комиссии и комитеты создают подготовительные комиссии. Альтернативные проекты законов РСФСР рассматриваются комиссиями и комитетами одновременно с основным проектом. По законопроекту или законодательному предложению может проходить предварительное обсуждение в трудовых коллективах, научных учреждениях, общественных организациях.
В необходимых случаях законопроекты направляются на научную экспертизу, по ним могут запрашиваться заключения Совета Министров РСФСР, мнение министерств и ведомств, государственных и общественных органов и местных Советов народных депутатов РСФСР. Замечания и предложения, поступившие в процессе обсуждения законопроекта, рассматриваются подготовительной комиссией и на заседаниях соответствующих комиссий и комитетов. Рассмотрение проектов законов РСФСР, внесенных в Верховный Совет РСФСР, осуществляется в двух чтениях. При первом чтении законопроекта Верховный Совет РСФСР заслушивает доклад инициатора законопроекта и содоклад головной комиссии (комитета), обсуждает основные положения законопроекта, высказывает предложения и замечания. В случае одобрения законопроекта Верховный Совет РСФСР устанавливает срок его представления для второго чтения. При внесении альтернативных проектов законов РСФСР по одному и тому же вопросу Верховный Совет РСФСР одновременно обсуждает их в ходе первого чтения и принимает решение о том, какой из рассматриваемых проектов принять за основу для подготовки ко второму чтению. Если в ходе первого чтения Верховный Совет РСФСР признает представленный проект, не требующим поправок, он может принять его, не переходя, ко второму чтению. После рассмотрения законопроекта в первом чтении Верховный Совет РСФСР может принять его за основу либо отклонить, либо направить его на дополнительное рассмотрение. По решению Верховного Совета РСФСР законопроект может быть вынесен на народное обсуждение. Головной комитет (комиссия) или другой орган, которому поручена доработка законопроекта, рассматривают внесенные поправки к проекту и подготавливают его ко второму чтению. Доработанный законопроект по решению Президиума Верховного Совета РСФСР или председателей палат выносится на второе чтение, в результате которого Верховный Совет РСФСР принимает закон либо отклоняет его, либо возвращает на доработку. Второй (внеочередной) Съезд народных депутатов РСФСР состоялся с 27 ноября по 15 декабря 1990 года. Съезд подтвердил курс на проведение радикальной экономической реформы, поддержав основные положения программы по стабилизации экономики и переходу к рыночным отношениям в РСФСР, программы возрождения российской деревни и развития агропромышленного комплекса.
На Съезде были организованы Чрезвычайная комиссия Съезда по продовольствию и Комиссия по разработке предложений к проекту Союзного договора.15 декабря 1990 года Съезд принял закон об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР. В соответствии с законом Верховному Совету было поручено совместно с высшими органами власти республик в составе РСФСР разработать проект Федеративного Договора, а также проект закона о Конституционном Суде РСФСР. В Конституцию РСФСР были внесены значительные изменения, в т.ч. по вопросам собственности, действия актов Союза ССР на территории республики, введения Конституционного Суда и Генерального прокурора России. На Съезде были приняты и другие акты. Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР № 480-1 от 15 января 1991 года был назначен Секретарь Президиума, им стал народный депутат РСФСР С.А.Филатов (после завершения полномочий Верховного Совета РСФСР одиннадцатого созыва должность Секретаря была свободна). Третья сессия Верховного Совета РСФСР проходила в период с 21 января по 12 июля 1991 года. Значительное внимание было уделено рассмотрению вопросов национально-государственного устройства, реорганизации органов государственной власти и местного самоуправления РСФСР, экономической реформы, социального развития и социальной защиты граждан при переходе к рынку; вопросов правовой реформы. Среди принятых сессией законы о Президенте РСФСР, о выборах Президента РСФСР, о Конституционном Суде, о приватизации государственной собственности и жилищного фонда, об инвестиционной деятельности, о медицинском страховании граждан, о милиции, о чрезвычайном положении, о реабилитации репрессированных народов и другие акты нормативного, распорядительного и контрольного характера. На сессии был рассмотрен и одобрен проект Договора о Содружестве Суверенных Государств, представленный Президентом СССР, а также утверждена Государственная делегация РСФСР для окончательного согласования текста и подписания Договора (постановление Верховного Совета РСФСР от 5 июля 1991 года).С 28 марта по 5 апреля 1991 года состоялся третий (внеочередной) Съезд народных депутатов РСФСР. Важнейшими постановлениями, принятыми на Съезде, были постановления о политическом и социально-экономическом положении в РСФСР и мерах по выходу из кризиса, о национально-государственном устройстве РСФСР, об итогах референдума РСФСР 17 марта 1991 года по вопросу о введении поста Президента РСФСР, о Договоре о Союзе Суверенных Республик, о перераспределении полномочий между высшими государственными органами РСФСР для осуществления антикризисных мер. Съезд назначил выборы Президента РСФСР на 12 июня 1991 года. Крупным общественно-политическим событием стал четвертый Съезд народных депутатов РСФСР, который проходил с 21 по 25 мая 1991 года. На Съезде был утвержден принятый Верховным Советом Закон "О Президенте РСФСР". В соответствии с Законом Президент РСФСР является высшим должностным лицом РСФСР и главой исполнительной власти в РСФСР. Президент избирается сроком на пять лет; при вступлении в должность Президент приносит присягу.
Президент РСФСР:
обладает правом законодательной инициативы;
подписывает и обнародует законы РСФСР;
представляет доклады Съезду народных депутатов РСФСР о выполнении социально-экономических и иных программ, о положении в республике;
обращается с посланиями;
назначает с согласия Верховного Совета РСФСР Председателя Совета Министров РСФСР;
назначает и освобождает от должностей министров, руководителей комитетов и ведомств РСФСР;
руководит деятельностью Совета Министров РСФСР, принимает отставку Правительства с согласия Верховного Совета РСФСР;
назначает и отзывает дипломатических представителей республики, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей;
возглавляет Совет безопасности РСФСР;
ведет переговоры и подписывает от имени РСФСР международные и межреспубликанские договоры, которые вступают в силу после ратификации Верховным Советом РСФСР;
принимает меры по обеспечению государственной и общественной безопасности;
объявляет чрезвычайное положение;
решает вопросы гражданства РСФСР, представляет политическое убежище;
награждает государственными наградами РСФСР, присваивает специальные звания, классные чины и почетные звания РСФСР;
осуществляет право помилования граждан, осужденных судами РСФСР.
По предложению Президента РСФСР созываются внеочередные заседания Съезда народных депутатов РСФСР и внеочередные сессии Верховного Совета РСФСР. Президент не имеет права роспуска либо приостановления деятельности Съезда и Верховного Совета. Полномочия Президента РСФСР не могут быть использованы для изменения национально-государственного устройства РСФСР, роспуска либо приостановления деятельности любых законно избранных органов государственной власти. Одновременно с Президентом избирается Вице-президент РСФСР, который осуществляет по поручению Президента РСФСР отдельные его полномочия. Президент издает указы и распоряжения, проверяет их исполнение. В связи с учреждением поста Президента РСФСР и Конституционного Суда РСФСР, а также в связи с реформой местного самоуправления на Съезде народных депутатов РСФСР были внесены соответствующие изменения и дополнения в Конституцию (Основной Закон) РСФСР. В соответствии с этими изменениями и дополнениями изменились полномочия Верховного Совета РСФСР, его Президиума и Председателя Верховного Совета республики.
В частности, Верховному Совету предоставлено право издавать законы по вопросам, отнесенным к компетенции Съезда (кроме принятия Конституции РСФСР), с последующим вынесением на утверждение Съезда. В Конституцию РСФСР также введены понятия "республика в составе РСФСР", "органы территориального общественного самоуправления" и "местная администрация"; определены их полномочия.
Выборы Президента РСФСР состоялись 12 июня 1991 года. Президентом республики был избран Б.Н.Ельцин. В соответствии с Законом РСФСР от 27 июня1991 года, принятым третьей сессией Верховного Совета РСФСР, Б.Н.Ельцин принес присягу и вступил в должность Президента Российской Советской Федеративной Социалистической Республики 10 июля 1991 года.
С 10 по 17 июля 1991 года проходил пятый (внеочередной) Съезд народных депутатов РСФСР, на котором Б.Н.Ельцин был освобожден от обязанностей Председателя Верховного Совета РСФСР и утвержден Закон о Конституционном Суде РСФСР. Поскольку на Съезде не удалось избрать Председателя Верховного Совета РСФСР, было принято решение объявить в работе Съезда перерыв. После перерыва Съезд народных депутатов РСФСР собрался 28 октября 1991 года.
21-22 августа 1991 года состоялась чрезвычайная сессия Верховного Совета РСФСР, обсудившая "политическую ситуацию в республике, сложившуюся в результате антиконституционного государственного переворота в СССР", который осуществлен неконституционно сформированным Государственным комитетом по чрезвычайному положению (ГКЧП). Были приняты важные решения, в том числе предоставлены дополнительные полномочия Президенту РСФСР и образована депутатская комиссия для расследования причин и обстоятельств государственного переворота в СССР и подготовки предложений по совершенствованию законодательства и структуры управления СССР и РСФСР. 26 августа 1991 года распоряжением Первого заместителя Председателя Верховного Совета РСФСР № 143/л определены функции Секретаря Президиума Верховного Совета РСФСР: организация работы аппарата Президиума, осуществление контроля за его деятельностью, обеспечение координации и взаимодействия в работе структурных подразделений аппарата; планирование и организация подготовки заседаний Президиума и Верховного Совета.
Четвертая сессия Верховного Совета Российской Федерации проходила с 19 сентября 1991 года по 17 июля 1992 года. На сессии были приняты законы Российской Федерации и постановления Верховного Совета Российской Федерации по экономическим и социальным проблемам, в том числе о безопасности, о гражданстве РСФСР, о языках народов РСФСР, о краевом и областном Совете народных депутатов, о потребительской кооперации, по вопросам налоговой системы, о государственной программе приватизации, о средствах массовой информации, об образовании, об индексации денежных доходов и сбережений граждан и другие акты. Кроме того, в начале работы четвертой сессии Верховного Совета РСФСР был освобожден от обязанностей Председателя Совета Республики В.Б.Исаков, Председателем палаты избран Н.Т.Рябов (постановления Совета Республики от 2 октября 1991 года). Во время работы сессии с 28 октября по 2 ноября 1991 года продолжил свою работу после 3-месячного перерыва пятый (внеочередной) Съезд народных депутатов РСФСР. На Съезде был избран Председатель Верховного Совета РСФСР - Р.И.Хасбулатов, первый заместитель Председателя - С.А.Филатов. Освобождены от обязанностей заместителей Председателя С.П.Горячева и Б.М.Исаев. Заместителями Председателя Верховного Совета РСФСР были избраны Ю.М.Воронин, В.Ф.Шумейко и Ю.Ф.Яров. Кроме того, Съездом были избраны члены Конституционного Суда РСФСР и обновлена часть состава Совета Республики и Совета Национальностей Верховного Совета РСФСР. Съезд заслушал информацию о работе Конституционной комиссии по подготовке проекта новой Конституции (Основного Закона) РСФСР, внес изменения и дополнения в действующую Конституцию республики. Принято постановление о социально-экономическом положении в РСФСР, одобрившее принципы радикальной экономической реформы.
8 декабря 1991 года руководители РСФСР, Республики Беларусь и Украины подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ), в котором констатировали, что "Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование". Правопреемником СССР и его органов становится Российская Федерация. 12 декабря 1991 года постановлениями Верховного Совета РСФСР было ратифицировано Соглашение о создании СНГ и денонсирован Договор об образовании СССР от 30 декабря 1922 года. 25 декабря 1991 года принят Закон об изменении наименования государства: РСФСР стала именоваться Российской Федерацией (Россией).
31 марта 1992 года в г. Москве в Большом Кремлевском Дворце состоялось подписание Федеративного Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и
Санкт-Петербурга Российской Федерации, автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации. На состоявшемся с 6 по 21 апреля 1992 года шестом Съезде народных депутатов Российской Федерации подписанный Федеративный Договор был одобрен; принято решение о включении содержания договора как составной части в Конституцию Российской Федерации. На Съезде был принят Закон Российской Федерации об изменениях и дополнениях Конституции Российской Федерации (21 апреля 1992 года), внесший значительные уточнения в Основной Закон республики в связи с прекращением существования СССР и образованием СНГ, а также объявлением Российской Федерации суверенным независимым государством. Важнейшими постановлениями Съезда народных депутатов Российской Федерации были также постановления о ходе экономической реформы и состоянии агропромышленного комплекса, о политическом положении России в СНГ: состоянии и перспективах развития, о социально-экономическом положении районов Севера и приравненных к ним местностей. На Съезде были избраны члены Совета Республики и Совета Национальностей (вместо выбывших). В период с 22 сентября по 25 декабря 1992 года проходила пятая сессия Верховного Совета Российской Федерации. На сессии были рассмотрены и приняты законы об обороне, о денежной системе, о валютном регулировании и валютном контроле, о несостоятельности (банкротстве) предприятий, о страховании, а также Основы законодательства Российской Федерации о культуре, закон об основах федеральной жилищной политики и другие акты, направленные на дальнейшее углубление экономической реформы. Седьмой Съезд народных депутатов Российской Федерации состоялся с 1 по 14 декабря 1992 года. Съезд рассмотрел ход экономической реформы в России, признал неудовлетворительной деятельность Правительства и утвердил новым Председателем Совета Министров РФ В.С.Черномырдина (вместо Е.Т.Гайдара).
На Съезде было проведено обновление (ротация) части состава Верховного Совета Российской Федерации, избран заместителем Председателя Верховного Совета РФ Н.Т.Рябов (вместо В.Ф.Шумейко). Среди вопросов, рассмотренных на Съезде, особое место занимали проблемы состояния законности, борьбы с преступностью и коррупцией, положения в Вооруженных Силах Российской Федерации, ход работы над проектом новой Конституции. Постановлением Съезда от 12 декабря 1992 года "О стабилизации конституционного строя Российской Федерации" было назначено на 11 апреля 1993 года проведение всероссийского референдума по основным положениям новой Конституции РФ.11 января 1993 года Секретарем Президиума Верховного Совета РФ был назначен народный депутат Российской Федерации В.Г. Сыроватко (постановление Президиума № 428 3-1).
С 13 января по 23 июля 1993 года проходила шестая сессия Верховного Совета Российской Федерации. На сессии были приняты законодательные акты, создающие нормативную базу правового регулирования в сфере национально-государственного устройства, экономической и социальной политики государства. Были приняты законы РФ о государственной границе, о статусе столицы Российской Федерации, Основы законодательства о нотариате, об охране здоровья граждан, об Архивном фонде РФ, а также Таможенный кодекс России и другие важнейшие акты. На сессии Председателем Совета Республики был избран В.С.Соколов (постановление палаты № 4444-1 от 10 февраля 1993 года). Во время работы шестой сессии состоялись два внеочередных Съезда народных депутатов Российской Федерации. Восьмой (внеочередной) Съезд народных депутатов Российской Федерации был проведен с 10 по 13 марта 1993 года. Съезд обсудил и принял постановления о мерах по осуществлению конституционной реформы в Российской Федерации, о соблюдении Конституции (Основного Закона) РФ высшими органами государственной власти и должностными лицами (по результатам обсуждения послания Конституционного Суда РФ); заслушал информацию Совета Министров - Правительства Российской Федерации и Центрального банка о ходе экономической реформы. Съезд признал нецелесообразным проведение всероссийского референдума 11 апреля 1993 года и поручил Верховному Совету РФ рассмотреть вопрос о целесообразности внесения изменений и дополнений в Конституцию России, предусматривающих возможность проведения досрочных выборов народных депутатов Российской Федерации и Президента России.
20 марта 1993 года Президент Российской Федерации Б.Н.Ельцин выступил по телевидению с Обращением к гражданам России. В связи с содержавшимися в обращении серьезными нарушениями Конституции РФ (что было подтверждено заключением Конституционного Суда) 26 марта 1993 года был созван девятый (внеочередной) Съезд народных депутатов Российской Федерации. В последний день работы 29 марта Съезд принял постановление "О неотложных мерах по сохранению конституционного строя Российской Федерации". В целях преодоления политического кризиса в Российской Федерации и учитывая предложения Президента РФ Съезд объявил 25 апреля 1993 года всенародное голосование-референдум по вопросам: о доверии Президенту России, об одобрении осуществляемой им социально-экономической политики, о необходимости проведения досрочных выборов Президента РФ и народных депутатов Российской Федерации. Съезд высказался за необходимость стабилизации обстановки в стране. Были избраны Первый заместитель Председателя Верховного Совета РФ - Ю.М.Воронин (вместо освобожденного С.А.Филатова), заместители Председателя - В.О.Исправников и В.А.Агафонов вместо освобожденных от должностей Ю.М.Воронина и Ю.Ф.Ярова.31 июля 1993 года начала свою работу седьмая внеочередная сессия Верховного Совета Российской Федерации, которая, наряду с другими законодательными актами, приняла Основы законодательства по охране труда и Закон о космической деятельности 21 сентября 1993 года Президентом РФ был издан указ № 1400 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации", которым были прекращены деятельность Съезда народных депутатов РФ, Верховного Совета РФ и полномочия народных депутатов Российской Федерации. Верховный Совет РФ и собравшийся 23 сентября 1993 года десятый чрезвычайный (внеочередной) Съезд народных депутатов Российской Федерации, а также Конституционный Суд РФ оценили действия Президента как государственный переворот. Полномочия Президента Б.Н.Ельцина были объявлены прекращенными; исполнение полномочий возложено на Вице-президента РФ А.В.Руцкого. Противостояние законодательной и исполнительной ветвей власти закончилось трагическими событиями в г. Москве 3-4 октября 1993 года, ликвидацией органов Советской власти и изменением общественно-политической системы России. 23 сентября 1993 года Президент Российской Федерации своим указом № 1446 образовал Комиссию по передаче дел Верховного Совета Российской Федерации. Комиссии предлагалось "немедленно принять все необходимые меры для обеспечения сохранности помещений, имущества, оборудования Верховного Совета РФ и других объектов", "провести полный учет документов архивов, делопроизводства и законопроектов". По окончании работы Комиссия должна была представить на утверждение Президента РФ отчет об ее итогах. Все имущество Верховного Совета РФ, включая денежные средства в рублях и иностранной валюте, было передано в ведение Главного социально-производственного управления Администрации Президента РФ как правопреемника Верховного Совета (указ Президента РФ от 23 сентября 1993 года № 1433). Народным депутатам РФ предоставлялись определенные государственные гарантии социальной защиты (указы Президента РФ № 1435 от 23 сентября 1993 г., № 1590 от 06 октября 1993 г., № 810 от 22 апреля 1994 г.).
Электронная книга "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА В РОССИИ В 1906-2006 ГОДЫ" Стенограммы заседаний и другие документы.; Аппарат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации; Федеральное архивное агентство; Информационная компания "Кодекс"; ООО "Агора АйТи"; Базы данных компании "Консультант Плюс"; ООО "НПП "Гарант-Сервис".