Первобытнообщинный строй. Важность изучения всех этапов истории человечества
Сила марксизма, как философской системы, заключается в том, что, выводя из анализа прошлого общие законы развития общества, марксизм опирается на исследование всего исторического пути человечества начиная с «седой древности». «...» «седая древность» при всех обстоятельствах останется для всех будущих поколений необычайно интересной эпохой, потому что она образует основу всего позднейшего более высокого развития, потому что она имеет своим исходным пунктом выделение человека из животного царства, а своим содержанием — преодоление таких трудностей, которые никогда уже не встретятся будущим ассоциированным людям»1.
Неравномерность исторического развития
Темп развития человеческой культуры, бывший сотни тысяч лет крайне медленным, постепенно ускорялся, а с переходом к производящему хозяйству стал очень быстрым. Но здесь появилась еще одна особенность — географическая неравномерность развития общества. Области с неблагоприят-ной, суровой географической средой развивались по-прежнему медленно, а области с мягким климатом, запасами руд быстро двигались вперед по пути к цивилизации.
История человеческой культуры
Истоки хозяйственных форм и первоначальные формы социальной структуры человеческого общества, длительная эволюция их также уводят нас в глубь веков. Биологическое изменение человека, возникновение разных рас, расселение человека по земному шару,, взаимодействие человека с разной географической средой — все это может быть изучено только на материале первобытности, взятой во всем ее многообразии. Особенно важно обращение к «детству человечества» при решении вопросов идеологии, общественного сознания, истории мировоззрения, так как в отличие от форм хозяйства (которые сменялись новыми) формы идеологических представлений не исчезали, а наслаивались одна на другую, сохраняясь в виде пережитков в. более развитых социально-экономических формациях. Это относится к фольклору, эпосу, обычному праву, народному изобразительному искусству современных нам народов.
Комплексность изучения
Археология путем раскопок древних пещер, стоянок, курганов, крепостей стремится воссоздать быт, хозяйство и общественный уклад древности. Находки предметов искусства, святилищ, идолов, амулетов позволяют судить о религиозной жизни первобытных людей, об их мировоззрении.
Широкое картографирование массовых археологических материалов позволяет археологам говорить об определенных «культурах», где единство форм поселений, хозяйства, бытового облика отражает племенную или этническую общность. Одной из важных исторических задач археологии является датировка, установление точного времени раскопанных предметов. В последнее время на помощь археологам пришли геологи и физики, разработавшие точные методы датировки.
Для истории первобытного общества неоценимым является вклад этнографии, изучающей отсталые народности, сохранившие много черт первобытнообщинного строя и пережитки первобытности, уцелевшие у высокоразвитых народов современности. Этнография зачастую помогает осознать и оживить данные археологии. Исключительно много для понимания истоков человеческой культуры могла бы дать наука о языке — лингвистика, но пока лингвисты мало, занимаются проблемами исторического осмысления богатого языкового материала.
В истории первобытного общества очень много нерешенных проблем, темных мест, много пробелов, требующих дополнительных изысканий; поэтому исследователи нередко прибегают к гипотезам и спорят по крупным и мелким вопросам. Для науки очень важно установить правильный взгляд на ту яркую и красочную эпоху, которая не только хронологически предшествовала будущей цивилизации, но и подготавливала, вынашивала ее.