В старой русской жизни сентябрь был седьмым месяцем; а когда год начали считать с Семена-летопроводца, он стал первым. С середины XIV века начало года на Руси отсчитывали с 1 сентября, а день Симеона Столпника по старому стилю приходился на 1 сентября (14 сентября по новому стилю). С 1700 года он считается девятым.
Наши предки называли его рюин и рюен, а также ревун. Ревуном прозвали сентябрь за дожди и непогоду, от рева осенних ветров и зверей, особенно олений. В старину сентябрь называли хмурень, дождезвоном, листопадником, вереснем, вресенем — по цветению медоносного вереска, зоревником, золотым летом. Золотистая листва все ярче румянится, стелется желтое покрывало, но редеет лес. «В сентябре лес реже и птичий голос тише», «Сентябрь-листопадник», он как чародей цвета: бархатный месяц с зеленым золотом. «Сентябрь красно лето провожает, осень золотую встречает», румянец осени. В народе он прозывался летопроводцем: лето провожал. Заметили: «В сентябре огонь и в поле, и в избе», «Зажигай огонь с сентября в избе и на поле».
В сентябре лето кончается, осень начинается, уже «Кричат грачи, прощаясь до весны», «В сентябре синица просит осень в гости». Сентябрь — новосел осени, ее запевка: «Тихи сентябрьские дни — нарядно бабье лето».
Сентябрь — месяц грибов, золотое лето, но «Батюшка сентябрь не любит баловать», потому-то: «В сентябре и лист на дереве не держится», «В сентябре одна ягода, и та горькая рябина», «Что июль с августом не сварят, того не зажарит и сентябрь».
Холоден сентябрь, говорили: «В сентябре держись крепче за кафтан», «В сентябре шуба за кафтаном тянется». Подшучивали: «Считай, баба, осень с сентября по шапкам да по лаптям» или «Хвалилися бабы да бабьим летом на Семен день, а того бабы не ведали, что на дворе сентябрь», а «У мужика в сентябре только те и праздники, что новые новины». И все-таки: «Холоден сентябрь, да сыт. Сиверко да сытно», «Холоденок батюшка-сентябрь, да кормить горазд»; «Август варит, сентябрь к столу подает».
Были и приметы. Погожие первые дни в сентябре — быть хорошей погоде весь месяц. Чем суше и теплее сентябрь, тем позднее наступит зима. Гром в сентябре предвещает теплую осень. Пока лист с вишен не опал, сколько бы снегу ни выпало, оттепель его сгонит. Много желудей в сентябре на дубу — к лютой зиме. Если в этом месяце на дубах будет много желудей, то ожидай и много снегу перед Рождеством. Сентябрьский дождь, который начался утром, продолжится недолго, не перейдет в обложной. Откуда ветер — оттуда и погода: юг веет — старого греет, запад — воду ведет, восток — скот пасет, северный ветер — ждите холодов. Частые и сильные туманы, бывающие в сентябре, особенно без ветра, причиняют различные болезни людям слабого здоровья. А о зиме судили по опавшим листьям: во второй половине сентября листья осины упали на землю лицевой стороной вверх — к студеной зиме, кверху изнанкой — к теплой зиме, так и этак — к умеренной. Понеслись ветерки с полуночи, ай да сентябрь!
Первая неделя сентября по старому стилю у народа известна под именем семенской, вторая михайловской, третья никитской, четвертая Дмитриевской. Сентябрь стоит на смене сезонов лета и осени и сочетает в себе черты предыдущего и последующего месяцев. «В этом месяце погода начинает смотреть «сентябрем», так как ненастный и безжизненный сентябрь делает людей угрюмыми и задумчивыми, сердитыми и печальными, поэтому и вошло в поговорку: «сентябрьские думы», «сентябрьская хандра», «угрюм, как сентябрь».
По календарю сбора лекарственных растений, в сентябре рекомендуют заготавливать корневище аира, багульник, чагу, цветки бессмертника, листья брусники и крапивы, бодягу, кору калины, споры ликоподия, корни одуванчика. Согласно календарю ягодника, в сентябре идет сбор клюквы, рябины, брусники, шиповника и черной смородины. В сентябре также собирают крапиву и пастушью сумку. Крапива идет для супов, щей, салатов. Пастушью сумку сушат, листья растирают в порошок и добавляют как приправу к мясным блюдам.
Бондаренко Э.О. - Праздники Христианской Руси.