Подписание Манифеста от 17 октября 1905 года стало важным шагом на пути реформирования самодержавного строя Российской империи. Манифест и законодательные акты, конкретизирующие его содержание, изменили государственный строй Российской империи. Из новой редакции Основных законов, принятой 23 апреля 1906 года, исчезло определение самодержавия как «неограниченного», вместо чего было сказано, что отныне царь осуществляет свою власть «в единении» с Государственной Думой и Государственным советом. 3-й пункт Манифеста устанавливал «как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думы». Законодательная власть разделялась между Государственной Думой, Государственным советом и самодержцем.
20 февраля 1906 г. была утверждена новая редакция Основных законов Российской империи. Отныне Государственный совет становился из законосовещательного законодательным учреждением - «верхней палатой российского парламента». Половина членов Государственного совета по-прежнему назначалась императором, а половина избиралась губернскими земствами, губернскими дворянскими обществами, торгово-промышленными организациями, а также университетами и Академией наук. Три члена Государственного совета от Православной церкви назначались Синодом.
По Основным законам 20 февраля 1906 г. и Дума, и Государственный совет обладали лишь законодательными полномочиями. Исполнительная власть по-прежнему оставалась полностью независимой от Государственной Думы, депутаты имели лишь право запросов министрам. Назначать и увольнять министров мог только император. Такой государственный строй некоторые историки называют «дуалистической монархией», а Готский альманах определял как «самодержавие с Государственной Думой».
Статья 87 Основных законов позволяла Совету министров в перерывах между сессиями Думы в неотложных случаях представлять непосредственно императору на утверждение указы. Но эти указы не могли вносить изменений ни в Основные государственные законы, ни в Учреждения Государственной Думы и Государственного совета, ни в Положение о выборах в Государственную Думу и Государственный совет. Действие этих указов прекращалось, если в течение двух месяцев после возобновления работы Думы соответствующий законопроект не вносился в Думу или если он был отвергнут Думой или Государственным советом.
Электронная книга "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА В РОССИИ В 1906-2006 ГОДЫ" Стенограммы заседаний и другие документы;
Аппарат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
Федеральное архивное агентство; Информационная компания "Кодекс";
ООО "Агора АйТи"; Базы данных компании "Консультант Плюс";
ООО "НПП "Гарант-Сервис".