Решающий этап формирования системы крепостного права
На протяжении конца XV — XVI в. были установлены в качестве общегосударственного закона ограничения для перехода крестьян («Юрьев день»). Однако полное запрещение крестьянского выхода было еще невыгодно самим феодалам, боровшимся за рабочие руки. Для того чтобы обеспечить сохранение контингента рабочей силы и плательщиков налогов в условиях разорения и запустения многих земель «от Ливонской войны и опричнины», правительство стало начиная с 80-х годов XVI в. временно налагать «заповедь» на право выхода крестьян в Юрьев день. Годы, в которые отменялось это право, назывались «заповедными». Эта мера повторялась из года в год и фактически свела на нет правило Юрьева дня. Не вполне ясно, были ли заповедные годы введены сразу для всей страны или же они первоначально устанавливались как временная мера для определенных территорий. Заповедные годы распространялись не только на частновладельческих крестьян, но и на государевых — черносошных и дворцовых. Населению городских посадов и слобод тоже запрещено было в эти годы покидать свои места. Таким образом, закрепостительная политика распространялась на все трудовое население.
Указы 90-х годов о крестьянах и холопах
Еще раньше, 1 февраля 1597 г., последовал указ, согласно которому кабальные холопы лишались юридической возможности возвратить себе личную свободу до смерти их господина. Владельцы холопов получили право обращать в своих кабальных тех холопов, которые служили у них не менее полугода на добровольных началах, без взятия долга. Положение холопа еще более сблизилось с положением крепостного крестьянина.
Обострение классовых противоречий
Обострение классовой борьбы оказывало прямое воздействие и на внутриклассовые отношения, и на международное положение Российского государства.
Внутриполитическое положение
Его преемником стал сын Федор Иванович (старший сын Иван был убит отцом в припадке гнева в 1581 г.). Выросший в обстановке опричных ужасов царь Федор был слабоумным. Власть фактически перешла к его шурину — боярину Борису Федоровичу Годунову.
Борьба за власть и влияние при царе продолжалась с той же ожесточенностью, что и прежде, как будто и не было физического истребления противников единодержавия, на что так надеялся Иван IV. В ту же ночь, как умер Иван Грозный, приверженцы Федора Ивановича арестовали и отправили в ссылку родственников царя Ивана по его последней, седьмой жене — Нагих. Затем малолетнему сыну Ивана от Марии Нагой — царевичу Дмитрию — был дан «в удел» город Углич, куда и был удален ребенок, потенциально могший стать знаменем борьбы за трон противников царя Федора.
Борис Годунов продолжал ту же политику, что и Иван Грозный, хотя и не прибегал к массовым казням и кровопролитиям. Он издавал указы, укреплявшие положение служилых людей, предпринимал меры к укреплению границ и городов. При нем были изданы указы о прикреплении крестьян и отмене Юрьева дня, о которых речь шла выше. Так называемое «посадское строение» Бориса Годунова, когда учитывалось население посадских слобод и сотен и было попыткой вернуть в них людей, ушедших на частновладельческие дворы и слободы в городах, было одним из звеньев крепостнической политики феодального государства, стремившегося закрепить массу населения в деревнях и городах, чтобы обеспечить устойчивое выполнение государственных повинностей и плату налогов. Была принята важная мера по отношению к церкви — в 1589 г. учреждено патриаршество, и русская церковь стала самостоятельной (автокефальной) по отношению к другим православным церквам. Учреждение патриаршества не только возвышало международное положение русской церкви, но и знаменовало укрепление позиций государства в отношении церкви. Специально составленное «уложение о патриаршестве» предусматривало обязательное утверждение царем патриарха, митрополитов, архиепископов и епископов.
Воцарение Бориса Годунова
В 1598 г. царь Федор Иванович умер. После троекратного отказа и «упрашиваний» Борис Годунов согласился венчаться на царство. Не принадлежа к царскому роду, он, по средневековым понятиям, не имел права на занятие трона, поэтому только «подчинение просьбам» народа и патриарха оправдывало его венчание на царство. Сыграл свою роль в этом деле возведенный при активнейшем участии Годунова в сан патриарха Иов. Возведение Годунова на царский трон еще более усилило противоречия среди феодалов. Обострение классовых противоречий в стране в связи с усиливающимся закрепощением было использовано противниками Годунова для того, чтобы направить народное недовольство против него.
Осложнение международного положения
В 1590 г. Б. Ф. Годунову удалось несколько укрепить международное положение Российского государства. В результате непродолжительной войны со Швецией Россия вернула то, что было утеряно по перемирию 1583 г., и даже получила участок Балтийского побережья, правда без гаваней, что было закреплено Тявзинским миром. Но неспокойно было на юге — крымский хан Кызы-Гирей дошел в 1591 г. до самой Москвы.
Магнаты Речи Посполитой не оставляли планов поглощения русских земель польской короной. Они мечтали создать «Великую Польшу от моря до моря» и в несколько раз увеличить свои доходы от вывоза сельскохозяйственных продуктов на западноевропейские рынки.
В 1600 г. Годунов добился важного дипломатического успеха заключением «перемирных лет» с Речью Посполитой. На последовавшее с польско-литовской стороны предложение об объединении обоих государств — России и Речи Посполитой — в одно был дан отказ, потому что такое объединение могло быть выгодно только польско-литовским магнатам и католической церкви, вновь, как и столетие назад, желавшим переложить на Россию главную тяжесть борьбы против султанской Турции, а заодно и проникнуть, на привлекавшие их русские земли.