Азербайджан и Армения
В 1603 г. шах Аббас I опять начал войну с Турцией и занял все Восточное Закавказье. Стремясь привлечь на свою сторону местных феодалов, он давал им налоговые льготы, в частности армянской церкви.
Аббас I произвел реорганизацию своих военных сил и во внешней политике сблизился с Россией и западноевропейскими государствами, враждебными Османской империи.
Политика Аббаса I улучшила положение городов Азербайджана и Армении, где развивались ремесло и торговля. Многие из них насчитывали по нескольку десятков тысяч человек (Тебриз, Баку, Ереван, Шемаха, Ганджа и др.). Видное место в азербайджанских городах принадлежало иранской знати и купечеству.
Средоточием армянского купечества стал город Джульфа на р. Араке, являвшийся в это время центром международной торговли шелком. Торговые дома Джульфы вели свои операции с Венецией, Генуей, Марселем, Амстердамом и другими крупными городами Запада.
Аббас I в 1605 г. перенес центр торговли шелком в Иран, а Джульфу сжег. Армянские купцы, поселенные около столицы Исфаганы, получили большие привилегии от шаха и расширили свою торговлю за счет России и Индии. Значительная колония армянских купцов образовалась в Астрахани. Колонии армянских купцов существовали в это время в Индии, они вели торговые операции даже на Филиппинах.
В 1604 г. на Армению обрушилось очередное несчастье: отступая в Иран, Аббас I угнал около 350 тыс. населения, главным образом армянского. Значительно вырос поземельный налог (харадж), к которому добавлялись десятки других налогов, сборов и натуральных повинностей в пользу Сефевидов. Все это привело к тому, что вновь вспыхнули выступления крестьян и ремесленников, наиболее сильное из которых произошло в 1614 г. в Ширване. Шаху Аббасу с большим трудом удалось подавить народное движение. Почти в то же время произошли волнения в Карабахе, а в 1633 г. вспыхнуло большое восстание в Казвине.
Грузия
В 1634 г. кахетинский царь Теймураз начал борьбу за объединение Картли и Кахетии. Он намеревался достичь этого с помощью Российского государства и принес присягу царю Михаилу Федоровичу. В эти годы произошло некоторое оживление экономической жизни Грузии — значительно вырос Тбилиси и другие города. Грузинские купцы восстановили торговые связи с рядом азиатских и европейских стран.
Западная Грузия в первой половине XVI I в. переживала полосу тяжелого упадка под властью Султанской Турции. Дань Турции платили Имеретинское царство и владетели Мегрелии, Грузии и Абхазии. Многие грузинские феодалы своей узкоклассовой политикой содействовали иноземному игу. Особенно тяжелым бедствием для страны была работорговля, в которой принимали участие не только приезжие купцы, но и местные феодалы. В итоге длительных разорений, которым подвергалась Грузия со стороны иранских и турецких султанов, страна обезлюдела. Но с прекращением вражеских нашествий после мирного договора Ирана с Турцией в 1639 г. скрывавшиеся в горах жители стали возвращаться в селения и города. Началось постепенное восстановление экономики страны.
Когда в середине XVII в. правители Ирана предприняли попытку заселить Грузию кочевыми племенами, против них в 1659 г. вспыхнуло мощное народное восстание. На стороне восставших выступила и часть феодалов Кахетии. В условиях тяжелой борьбы с иранскими захватчиками они стремились установить связи с Россией. В 1658 г. царь Теймураз I отправился в Москву с просьбой о военной помощи. Но Россия, занятая войной с Польшей и Швецией, могла оказать только помощь деньгами. Вернувшегося в Грузию Теймураза шах заманил для переговоров в Иран и подверг пожизненному заключению.
После поездки Теймураза в Москву усилились связи Грузии с Россией. Многие грузины пошли на службу России, среди них особенную известность приобрел сподвижник Петра I царевич Александр Арчилович.
Культура Закавказья
В 1629 г. в Риме была напечатана первая книга на грузинском языке. Грузинская знать посылала своих детей учиться в другие страны, в том числе в Россию. Правители Теймураз и Арчил сами были крупными поэтами, представлявшими разные направления, одно — связанное с иранскими, другое — с национальными грузинскими традициями. Появился интерес к классическим произведениям прошлого и в особенности к «Витязю в тигровой шкуре». В Азербайджане сложился героический эпос «Кер-Оглы», посвященный борьбе против турецких поработителей и феодального гнета. Развилась и достигла высокого совершенства живописная миниатюра, особенно в творчестве Султана Мухаммеда. Тебризская школа миниатюры оказала большое влияние на искусство ряда стран Среднего Востока. Продолжали возводиться мечети, бани, крепости и другие сооружения, являющиеся ныне видными памятниками средневековой архитектуры Азербайджана.
В XVI I в. происходит возрождение живописи в Армении. Художнику и поэту Н. Овнатану принадлежит, в частности, роспись главного Эчмиадзинского храма, построенного в это время.