Историческая справка
История Железнодорожных войск берет начало 6 августа 1851 года, когда Николаем 1 было утверждено “Положение об управлении Санкт-Петербурго - Московской железной дороги”, согласно которому для ее охраны и эксплуатации должно было быть сформировано 14 отдельных военно-рабочих, две кондукторские и “телеграфическая” роты.
Свое боевое крещение военные железнодорожники приняли в ходе русско-турецкой войны 1877 - 1878 годов.
Важным для Железнодорожных войск России событием явилась русско-японская война 1904-1905 годов. Она убедительно показала решающее влияние железных дорог, как на ход вооруженной борьбы, так и на исход войны в целом.
В ходе первой мировой войны военным железнодорожникам пришлось выполнять самые разнообразные работы: перешивать западно-европейскую колею; производить заградительные работы; строить железные дороги широкой колеи; реконструировать дороги для увеличения их пропускной способности; перестраивать узкоколейные железные дороги на широкую колею; развивать узлы и станции в станции снабжения; оказывать техническую помощь тыловым железным дорогам по ремонту верхнего строения пути и подвижного состава. Силами железнодорожных войск были построены бронепоезда, сыгравшие заметную роль в ходе войны.
В результате коренных изменений, происшедших в политической жизни страны, 27 января 1918 года по решению ВЦИК Железнодорожные войска русской армии были расформированы. Однако гражданская война быстро выявила настоятельную потребность в воссоздании военных железнодорожных подразделений. Поэтому в соответствии с приказом Реввоенсовета Республики № 41 от 5 октября 1918 года в срочном порядке было сформировано 16 железнодорожных рот.
За время войны (с 1918 по 1920 годы) Железнодорожные войска восстановили и обеспечили эксплуатацию 22 тыс. км железных дорог, восстановили 3169 железнодорожных мостов. Они обеспечивали боевые действия Красной Армии в ходе военных конфликтов на КВЖД (1929 г.), в районе озера Хасан (1938 г.) и реки Халхин-Гол (1939г.).
В 1939 году при подготовке наступательной операции восточнее реки Халкин-Гол в условиях пустынно-степной местности за 76 рабочих дней была построена 324-километровая железная дорога Борзя - Баин - Тумен. В ходе советско-финской войны в 1940 году за 47 рабочих дней в исключительно тяжелых зимних погодных условиях построена 132-километровая железная дорога Петрозаводск - Суоярви.
Большой вклад внесли военные железнодорожники и в победу в Великой Отечественной войне. Главной задачей Железнодорожных войск было осуществление заграждения, восстановления и технического прикрытия железных дорог.
За годы войны личным составом войск и спецформирований НКПС было восстановлено и построено около 120 тысяч километров главных, вторых и станционных железнодорожных путей, 15 тысяч искусственных сооружений, в том числе более 2,7 тысячи больших и средних мостов, 46 тоннелей, около 100 тысяч километров железнодорожных линий связи, почти 8 тысяч станций и разъездов, обнаружено и обезврежено свыше 2 млн. мин, артиллерийских снарядов и фугасов, около 60 тыс. не разорвавшихся авиабомб.
После окончания Великой Отечественной войны Железнодорожные войска активно включились в решение задач по восстановлению, реконструкции и строительству новых железнодорожных магистралей. Только за 1946 - 1950 годы Железнодорожными войсками было выполнено 37 млн. куб. метров земляных работ, построено 6230 км пути, капитально восстановлено 2632 моста.
С 1953 по 1965 год Железнодорожными войсками было построено 1720 км железных дорог на целине. Большой объем работ по строительству железных дорог выполнен в Монгольской Народной Республике, где было введено в эксплуатацию 950 км. главных и станционных путей от Улан-Батора до китайской границы.
В эти же годы минеры Железнодорожных войск вели сложную и опасную работу по обезвреживанию неразорвавшихся бомб и боеприпасов, оставшихся с времен Великой Отечественной войны. Они обследовали свыше 5 тыс. км железнодорожных путей, обнаружили и обезвредили более 52 тыс. взрывоопасных предметов.
В 70-х годах (до начала строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали) войска принимали участие в строительстве железнодорожной линии Тюмень - Тобольск - Сургут, Ивдель - Обь, Абакан - Тайшет, Суоярви - Юшкозеро и другие. Руками военных железнодорожников в эти годы было также построено свыше пяти тысяч километров вторых путей, подъездные пути внешнего транспорта к строящимся автозаводам ВАЗ и КАМАЗ.
Одной из важнейших строек Железнодорожных войск по праву считается строительство восточного участка Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. С 1974 по 1989 год было построено 1277 искусственных сооружений, в числе которых 50 больших, 604 средних и малых мостов, уложено 1465,8 км главных и 443 км станционных путей.
За весь период с 1945 года по настоящее время военные железнодорожники капитально восстановили и построили свыше 40 тыс. километров железных дорог, более 43 тыс. погонных метров больших и средних мостов, обнаружили и обезвредили десятки тысяч взрывоопасных предметов.
Железнодорожные войска, будучи высокомобильными и хорошо подготовленными формированиями, по мере необходимости привлекались к ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф на железных дорогах. В частности, значительные объемы работ ими были выполнены при восстановлении мостов, разрушенных стихией на Сахалине, сооружений различного назначения на станции Арзамас, ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, взрыва на станции Свердловск, землетрясения в Армении, ликвидации последствий железнодорожных аварий в Тверской обл., Краснодарском крае (под Сочи), взрыва пассажирского поезда Москва – Грозный в 2005 году, а также на ряде других объектов железнодорожного транспорта.
Для участия в ликвидации последствий аварий и катастроф на железных дорогах в Железнодорожных войсках созданы силы постоянной готовности. Каждой воинской части, входящей с состав сил постоянной готовности, назначены зоны ответственности, которые закреплены приказом командующего Железнодорожными войсками.
В ходе выполнения задач в Чеченской Республике Железнодорожные войска выполнили значительный объем восстановления, обеспечив функционирование железнодорожной сети региона, бесперебойность воинских перевозок и доставку грузов для восстановления экономики республики. Была проверена на практике готовность частей ЖДВ к выполнению восстановительных работ при попутных разрушениях и воздействиях диверсионно-разведывательных групп противника на железнодорожные объекты.
Анализ действий Железнодорожных войск в Чеченской Республике подтвердил их большие возможности при выполнении восстановительных работ на железнодорожном транспорте, убедительно свидетельствует, что в вопросах восстановления железных дорог в боевых условиях Железнодорожным войскам альтернативы нет.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 октября 2004 года № 1274с «Вопросы Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов государственной охраны» Железнодорожные войска включены в состав Вооруженных сил Российской Федерации.