«Избранная Рада»
Начало Земских соборов
На Соборе 1549 г. Иван IV выступил с резким осуждением боярского правления в годы, предшествовавшие его воцарению, и призвал к совместным усилиям для укрепления государства. При этом сразу же были приняты меры к улучшению положения дворян, которые были освобождены от подсудности боярам-наместникам и по всем судебно-административным делам перешли непосредственно в ведение государства. Эта мера одновременно укрепляла царскую власть и ослабляла позиции бояр-наместников. Митрополит Макарий поддержал царя. Было решено приступить к составлению нового Судебника, который должен был установить твердый порядок суда и управления в Российском государстве.
Судебник 1550 г.
Военные реформы
В 1550 г. было создано стрелецкое войско, вооруженное огнестрельным оружием — «пищалями», и холодным бердышом за спиной, мечом или саблей на боку. Первоначально было набрано три тысячи человек, сведенных в «приказы» по 500 человек в каждом и составивших личную охрану царя. К концу XVI в. стрельцы насчитывали уже до 25 тыс. и несли постоянную службу не только в столице, но почти во всех городах страны.
Стрельцы относились к так называемым «служилым людям по прибору». В службу «по прибору» мог поступить любой свободный человек, но она не считалась наследственной и была низшей по отношению к службе «по отечеству». К «приборным» людям относились также казаки, пушкари, воротники, казенные кузнецы и др. Они несли службы по городам, где селились особыми слободами, и по границам государства. Наиболее распространенной формой их обеспечения были опять-таки земельные «дачи», только не индивидуальные, ь коллективные, из которых «приборные» люди получали участки для личного пользования. Безземельным «приборным» людям выдавалось денежное и хлебное жалованье, но эта выплата была крайне неаккуратной. Вследствие этого служилые люди «по прибору» вынуждены были заниматься ремеслом и торговлей, что отвлекало их от служебных обязанностей и снижало их боеспособность. Тем не менее в середине и второй половине XVI в. постоянное (хотя еще и не регулярное) стрелецкое войско явилось наиболее мощной боевой силой Российского государства.
Во второй половине XVI в. в войско влились казаки, жившие на Дону. Казаки использовались преимущественно для несения пограничной службы в городах («городовые казаки»). В том случае, когда казаки вступали на службу целыми станицами, у них сохранялось прежнее выборное самоуправление во главе с атаманами. Казаки получали жалование, как правило, в виде земельных наделов.
Во время войны войско пополнялось людьми, которых приводили с собой землевладельцы («боярские люди») и которые выставлялись с тяглых дворов города и деревни («сборные люди» и «посошные люди»). Без боярских и посошных людей войско к концу XVI в. насчитывало свыше 100 тыс. человек, т. е. примерно около полутора про-центов населения страны. Кроме того, в войске служили две с половиной тысячи наемных поляков, немцев и других иностранцев.
В 1571 г. появился первый военный устав, посвященный организации сторожевой и станичной службы на границах, составленный М. И. Воротынским.
С выходом на Балтику в 1558 г. в устье р. Нарвы была построена гавань «для корабельного пристанища», но тогда создать флот на Балтике не удалось. Лишь в 1570 г. Иван IV смог завести наемный каперский флот для нападения на торговые суда противника.
Налоги и повинности
Стоглавый собор и вопрос о церковном землевладении
Появившаяся в начале 50-х годов так называемая «Валаамская беседа» — публицистическое произведение неизвестного автора, написанное в форме диалога, якобы происходившего в монастыре на острове Валаам, проповедовала нестяжательскую идею о несовместимости монашеского жития с владением населенными землями. Более того, «Беседа» обвиняла монахов в подлогах «святых божественных книг», в том, что они изымают «подлинное преподобных и святых отец писание, и на то место в те книги приписывают лучшая и полезная себе». Автор отвергал также претензии духовенства на участие в государственном управлении.
В этой обстановке начался церковный Собор 1551 т., созванный по инициативе царя и патриарха. Собор получил название «Стоглавого»,так как его постановления состояли из ста глав. На Соборе, помимо высшего духовенства, присутствовали служилые люди. Иван IV стремился, во-первых, заручиться поддержкой со стороны церкви в проводимых им реформах, и во-вторых, дополнить эти централизаторские мероприятия соответствующими реформами в церкви, придав последним государственный характер. В начале Собора царь обратился с призывом одобрить Судебник и другие реформы, а также поставил ряд вопросов относительно «исправления» церковных дел. Помимо осуждения получивших широкое распространение многих пороков в поведении церковников и принятия мер по наведению порядка в их среде Собор продолжил оформление нового единого пантеона русских «святых», что способствовало преодолению местного сепаратизма в церковной организации. По вопросу о церковном землевладении дело кончилось компромиссом: было решено отдать прежним владельцам земли, приобретенные церковью после 1553 г., а впредь приобретать и продавать земли только с царского разрешения. «Стоглав» запретил церковникам ростовщичество как в денежной, так и в натуральной форме («хлеб внаем»). На практике решения «Стоглава» нередко нарушались, процесс обогащения церкви продолжался и во второй половине XVI в. Лишь в условиях Ливонской войны правительству удалось добиться соборного приговора 1581 г. о запрещении церкви приобретать вотчины.