Краткий обзор событий и явлений за тысячелетие, предшествовавшее нашествиям Чингисхана и Батыя, можно свести к следующему: в III — IV вв. быстро и существенно стала меняться этническая карта Средней Азии и Восточной Европы- кочевники-тюрки последовательными волнами начали продвигаться из Прибайкалья и Алтая на запад и на юго-запад, доходя отдельными отрядами почти до Парижа. Прежнее индоевропейское ираноязычное население степей (скифы, сарматы, саки и др.) было оттеснено в стороны и утратило свою самобытность. В наши дни из огромного массива этих племен уцелели только таджики и осетины. Тюрки (гунны, авары, хазары, болгары) занимали Казахстан, Хорезм, Поволжье, Северный Кавказ, южнорусские степи и даже Дунайскую долину, смешиваясь с местным населением.
Второй этнической волной были венгры (угры, югра, мадьяры), проживавшие на территории современной нам Башкирии и к северу от нее на Мезени, Печере и Оби.
Часть югорских племен около VII в. продвинулась на юг к Азовскому морю, а к концу IX в. они заняли те дунайские земли, где и в наши дни существует Венгерская Народная Республика.
Сильно расширилась территория расселения восточных славян. Часть славянских племен из Приднепровья двигались на север и на восток, вселяясь в редко заселенные области литовских и финно-угорских племен.
Славянские дружины в VI в. преодолели пограничные крепости Византии и начали массовую колонизацию Балканского полуострова.
В IX в. в степях появились тюрки-печенеги, а в XI в. к ним добавились тюркские же племена торков и половцев (кипчаков, кума-нов). К XII в. этническая карта Восточной Европы более или менее стабилизировалась и просуществовала втаком виде почти до XVI в.; только татарское нашествие подвинуло границу славянства к северу и усилило колонизационное движение на далекий северо-восток.
К XI в. окончательно произошло размежевание великих мировых религий: христианство господствовало в землях Руси, в Причерноморье, в Закавказье у армян и грузин; отдельные христианские общины были в Средней Азии. Ислам (мусульманство) широко внедрился в Среднюю Азию, Азербайджан и Среднее Поволжье (Волжская Болга-рия). Часть азиатских народов приняли буддизм. Половцы, литовцы, латыши, финно-угорские племена и народы Сибири оставались язычниками.
Социально-экономическое развитие на территории нашей страны в эти столетия шло, подчиняясь общей закономерности, но многие крупные мировые события отклоняли нормальный процесс в ту или иную сторону. Так, например, расширение Римской империи при Траяне (рубеж I — II вв. н. э.) до самых границ славянского мира содействовало ускоренному развитию верхневисленских, волынских и приднепровских славян, размаху земледелия и торговли с Римом. Падение же Рима, нашествие гуннов и готские войны, IV — V вв. привели к упадку; вслед за счастливыми «Траяновыми веками» наступило горестное «время Бусово».
Борьба Византии и Ирана осложняла исторические судьбы народов Закавказья, но в IV — VI вв. здесь происходит интересный процесс внутреннего перерастания рабовладельческого общества в феодальное без каких-либо варварских вторжений. Арабское завоевание Средней Азии в VI I I в. не смогло полностью приостановить развитие этих стран высокой культуры.
Вторжение немецких рыцарей в Прибалтику прервало местный внутренний процесс феодализации общества и привело к остроконфликтной форме инонационального феодализма, где завоеватели-немцы были господами, а латыши, эстонцы и литовцы образовывали зависимую массу.
Крупнейшим историческим событием рассматриваемого периода явилось создание государства Руси или, как его называют ученые, Киевской Руси. Возникнув на пограничье земледельческого и кочевого, степного мира, государство Русь удержало в своих руках плодородную лесостепь, создало мощную пограничную оборону и приостановило распространение кочевников на Север.
Киевская Русь родилась первоначально как союз приднепровских славянских (и частично, может быть, позднескифских) племен
еще в эпоху военной демократии в VI — VII вв. К IX — X вв., став феодальным государством, Русь объединила десятки племен славянских, литовских, латышских, эстонских, карельских, вепских, зырянских и других, став самым обширным государством в Европе. Ее экономическим фундаментом был огромный фонд «старопахотных» земель в лесостепной и в лесной зоне и безбрежные лесные угодья с запасами экспортной пушнины, меда и воска. Широкая внешняя торговля компенсировала недостаточную развитость городского ремесла.
К сожалению, от нас скрыт длительный подспудный процесс превращения родовых владений в феодальные вотчины, а родовой и племенной знати— в феодалов-бояр.
К X — XI вв. завершился территориальный рост Киевской Руси, оформилась княжеско-боярская верхушка, выросли города, культура достигла высокого общеевропейского уровня. Во второй половине XI в. мы наблюдаем обострение социальных конфликтов, особенно внутри княжеских домениальных владений, что привело к созданию жесткого законодательства («Правда Ярославичей»), направленного против смердов. Кризис усугублялся постоянными княжескими войнами и перемещениями князей с их дружинами из города в город. Княжеские съезды не могли стабилизировать положение. Силой, стремившийся прекратить усобицы, оказалось землевладельческое боярство возросших городов. Необъятная империя Руси уже перестала выполнять свою положительную историческую функцию; громоздкое, трудноуправляемое государство не отвечало новому этапу развития, когда наряду с Киевом появилось около полутора десятков больших городов вроде Новгорода, Чернигова, Смоленска, Полоцка и др.
Выходом из кризиса XI в. могла быть кристаллизация самостоятельных, сравнительно небольших княжеств, представлявших собой более управляемые политические организмы, но нашествие половцев в 1068 — 1093 гг. приостановило этот процесс: для отражения могучего врага снова потребовалась единая империя. Возросшее политическое значение боярства сказалось в том, что оно само, в обход княжеского династического старшинства, стало выбирать «цесаря Руси», киевского великого князя (Всеслав, Святополк, Владимир Мономах). Мономаху удалось отогнать половцев от границ Руси, утишить усобицы и создать общефеодальное законодательство («Пространная Правда»), на котором сказались результаты киевского восстания 1113 г.
Около 1132 г. Русь окончательно распалась на ряд княжеств, что было до поры до времени прогрессивным явлением, «феодальная раздробленность» закрепила на наследственном праве определенные земли за той или иной княжеской ветвью, что уже значительно уменьшило количество междукняжеских конфликтов.
В XII в. мы наблюдаем значительный рост производительных сил, развитие городов и общий подъем культуры.
Постепенно стали сказываться отрицательные стороны дробления Руси: к началу XIII в. было уже не полтора десятка, а около полусотни княжеств, а к XIV в. число удельных княжеств достигло двух с половиной сотен. Эти микрогосударства были лишены перспективы исторического развития.
В русских княжествах уже к концу XII в. обострились конфликты между князьями и боярством. Боярство стояло за мир с соседями и заботилось об обороне от кочевников. Князья нередко вели далекие и тяжелые завоевательные походы (например, Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский) и делили княжество между сыновьями, что нарушало равновесие и воскрешало усобицы.
Накануне татаро-монгольского нашествия русские земли достигли очень высокого уровня развития всех видов культуры (архитектура, живопись, поэзия, полемическая литература и др.) и темп исторического процесса непрерывно ускорялся. Нашествие Батыя нанесло тяжелый удар всем русским землям, приостановив и задержав это прогрессивное поступательное движение.
Б.А. Рыбаков - «История СССР с древнейших времен до конца XVIII века». - М., «Высшая школа», 1975.