По древнеиудейскому обычаю, на сороковой день после рождения мальчика-первенца мать должна была принести его в храм для того, чтобы посвятить ребенка Богу и принести в жертву две горлицы или двух голубков. В Иерусалимском храме Марию встретил праведный Симеон, которому было обещано от Святого Духа, что он не умрет, пока не увидит Спасителя. В память об этой встрече (сретении) и установлен праздник.
Славянская старина указывает на то, что с христианским днем празднования Сретения Господня совпал народный праздник, который с языческих времен до сих пор сохраняет особое название — «Громницы». «Громница» — почитание огня на этот раз проявляется в изготовлении и чествовании свечи. Ей в этот день приписывают наиболее чудодейственную силу, будто в «громничной» свече заключается скрытая благодеющая сила, которая оберегает всякий дом, где хранится свеча, от грома и молний.
Бедняки, получавшие свечи из рук священника, за неимением своей, смотрели, как она горит за обеднею, и гадали: у кого первого погаснет, тот раньше умрет. А у кого по выходе из церкви на пути домой не потухнет огонь, а еще если на руку воск упадет тремя каплями, тому будет счастье. Пришедшие домой огнем «громницы» подпаливали себе вдоль и поперек волосы. А потушенная свеча разламывалась и раскладывалась в хлевах, чтобы спасти скотину.
По народным приметам, Сретенье является границей между зимой и весной — «В Сретенье зима с летом встретились». Это первая встреча, поэтому название праздника также объясняется встречей времен года, говорили: «Зима с весной встретились впервой». Замечали: если проглянет солнышко сквозь наволочи — к теплу, наступят сретенские оттепели, а не проглянет — ждали строгих морозов. Бывало, что несколько суток морозы стояли по-январски трескучие — сретенские морозы.
Существуют такие приметы: «Какова погода на Сретенье, такова и весна будет», «Ежели на Сретенье установится оттепель — весна ранняя и теплая, коли холода завернут — весна холодная», «Если на Сретение снег через дорогу несет — весна поздняя и холодная, выпавший в этот день снег — к затяжной и дождливой весне». Ежели метель на Сретение, считали, что с кормом будет плохо: «Коли на Сретение метель дорогу переметет, то корма-т подберет». С этой приметою соединяется понятие о поздней весне, а следовательно, и недостатке корма.
Коли на Сретение солнце перед заходом из-под тучи выглянет и как бы улыбнется напоследок — крепких морозов уже, наверное, не будет. Солнце словно бы Проводило их. Подшучивали: «На Сретенье уже от воробья стена мокра» или «На Сретенье кафтан с шубой встретились, а цыган шубу продает», «На Сретенье снежок — весной дожжок», а обращаясь к зиме, говорили: «Но не пугай, зима, весна придет!»
Были и другие наблюдения поселян — «На Сретенье утром снег — урожай ранних хлебов; если в полдень — средних хлебов; если к вечеру снег — урожай поздних хлебов», «На Сретенье капель — урожай на пшеницу». А если на Сретенье ветер — плодородие фруктовых деревьев, поэтому садовники, придя от заутрени, «трясли деревья руками, чтобы были с плодами».
На Сретенье кормят (закармливают) племенных птиц: курам дают овес, чтобы лучше неслись и яйца были крупнее и вкуснее. С этого дня можно было выгонять скотину из хлева в загон — для разминки и пригрева, также начинали готовить семена к посеву, подчищать их, подрабатывать, проверять на всхожесть. Белили плодовые деревья, чтобы уберечь их от солнечных «ожогов» в марте.
Крестьяне обычно в этот день делали расчет запасов хлеба, сена, соломы и других кормов: уложились ли они в половину, а если нет, вносили поправки в кормушки, да и сами подзатягивали пояса. В этот день в деревнях раньше проводили гулянья.
Празднуется 15 февраля (2 февраля по старому стилю).
В православной церкви этот праздник относится к двунадесятым праздникам, принадлежащим Господу, хотя песнопения, молитвы чествуют более Пресвятую Деву, а также святых Симеона и Анну. Праздник Сретения — это память встречи (сретении) Младенца Иисуса Христа в Иерусалимском храме с благочестивым старцем Симеоном, которому «было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня». Это святое завещание Симеону от Бога было в III веке до Рождества Христова, при египетском царе Птолемее II, когда праведный Симеон в числе семидесяти двух толковников переводил на греческий язык книгу святого пророка Исайи и усомнился в словах: «Се, Дева во чреве приимет, и родит сына, и нарекут имя Ему: «Еммануил», что значит «с нами Бог».
То, что Спаситель родится от Девы, Симеон хотел поправить, думая, что здесь ошибка, — слово «дева» хотел заменить словами «замужняя женщина». Тут явился Симеону ангел и сказал, что он собственными глазами увидит эту Деву-Богородицу и Сына Ее, Христа Спасителя.
По прошествии восьми дней со дня рождения Младенца священник совершил над Ним обряд обрезания, и дано Ему было имя Иисус. Это имя, нареченное ангелом еще до Его рождения, означает «Бог спасает».
По законому Господа каждый первенец, то есть первый сын в семье, должен быть посвящен Богу, поэтому Младенца надо было представить Богу и выкупить его. Когда Иисусу исполнилось сорок дней, Его привезли в великолепный Иерусалимский храм, и там родители принесли в жертву двух горлиц и двух голубиных птенцов, как полагалось по закону.
По вдохновению Симеон пришел во храм как раз в то время, когда родители принесли туда Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд. Он взял на руки Христа, благословил Бога и сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовил перед лицом всех народов, — свет и просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля». Иосиф и Мария дивились сказанным словам.
В этот день Иисуса посвятили Господу, а Симеон и старица Анна, 84-х лет, обитавшая при храме, объявили Иисуса Спасителем. Симеон прожил 360 лет и был утружден старостью, но был движим Духом Святым.
Об этом празднике упоминалось еще в III—IV веках.
По народным приметам, Сретение является границей между зимой и весной, поэтому и само название праздника объясняется встречей времен года: «На Сретенье зима с летом встречаются».
Святые, помогающие в болезнях и других нуждах
От пожара ....... св. блж. Василий Спасо-Кубенский (2 Ав.)
От зубной боли ...... св. сщмч. Антипа, еп. Пергама Асийского (11. Ап.)
От проказы ....... св. мц. Агриппина (23 Ин.)
От грыжи ....... св. вмч. Артемий (20 Окт.)
От падучей ....... св. мч. Вит. (16 М. 15 Ин.)
От болезни горла ....... св. сщмч. Власий, еп. Севастийский (11 Ф.)
При трудных родах ....... св. вмц. Екатерина (24 Н.)
Низводит дождь и спасает от голода ....... св. прор. Илия (24 Ил.)
От водянки ....... св. прп. Ипатий, один из отец в Синае и Раифе избиенных (14 Янв.)
От головной боли ....... св. прор. Предтеча и Креститель Господень Иоанн (24 Ин.)
Открывает похищенное ....... св. мч. и чудотворец Иоанн Воин (30 Ил.)
Покровители пчел ....... свв. прпп. Зосима, игум. (17 Ап.) и Савватий (27 С.) Соловецкие
От опасности быть убитым и от пожара ....... св. свт. Никита, затворник Печерский, еп. Новгородский (31 Янв.)
В благоустройстве жизни и плавании по водам ....... св. свт. Николай, архиеп. Мир Ликийских, чудотворец (6 Д.)
От всех недугов ....... св. вмч и целитель Пантелеймон (27 Ил.)
Каратель нарушителей клятв и договоров ....... св. мч. Полиевкт
От падежа конского ....... свв. мчч. Флор и Лавр (18 Ав.)
Низводит плодородие земли ....... св. сщмч. Харалампий (10 Ф.)
От бесчадия ....... свв. правв. Богоотец Иоаким и Анна (9 С); свв. прор. Захария и прав. Елисавета, родители Иоанна Предтечи (5 С.)
Бондаренко Э.О. - Праздники Христианской Руси.