После воскресения из мертвых Христос пробыл на земле еще сорок дней, являлся ученикам, говоря им о Царствии Божием. На сороковой день Иисус собрал своих учеников и вывел их из города до Вифании на гору Елеонскую.
Когда они поднялись на гору, Христос объяснил им истинный смысл события, которое должно совершиться. Он сказал: «Не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня. Ибо Иоанн крестил водою, а вы через несколько дней после этого будете крещены Духом Святым... Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее, и Самарии, и даже до края земли... Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов, будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им. Возложат руки на больных, и они будут здоровы».
Благословив их, Он стал отдаляться от них и на их глазах возноситься на небо, и облако скрыло Его от их взора. И когда они смотрели на небо во время Его вознесения, вдруг предстали перед ними два мужа в белой одежде, и они услышали голос небесных вестников, возвещавший: «Мужи галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, прийдет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо». На небе Иисус воссел одесную (по правую сторону) Бога Отца. В честь этого события и отмечается день Вознесения Господня.
В IV и V веках праздник Вознесение Господне был уже всеобщим в Христианской Церкви. С течением времени была составлена особая служба на этот праздник: она состоит из канонов, принадлежащих знаменитому церковному песнопевцу святому Иоанну Дамаскину. В древности с праздником Вознесения связывались разные обычаи и обряды, на Западе в некоторых римско-католических церквах совершалось поднятие статуи Христа до потолка храма, сопровождаемое церемониями и песнопениями.
Народ в память Вознесения Господня на небо пек большие продолговатые пироги, верхняя корка которых выкладывалась поперек перекладинами. Эти пироги назывались лесенками, лестовками, лествицами. Часто лестнички делались с семью перекладинами, что указывало на семь небес. По народному объяснению, лесенки пекли для того, чтобы Христу легче было подняться, вознестись на небо. Эти пироги приносили в церковь и служили над ними молебны. Кое-где пекли также блины — «Христу на онучи».
У русских на Вознесение женщины шли в поле и, поев там яичницу, бросали вверх ложки и яйца, чтобы рожь или лен были такими же высокими. А народ приметил: «Птицы стихают на сороковой день после Пасхи», «Вознесение — отцветают сады», «На Вознесение завивают березку: если она не завянет до дня Пятидесятницы, то тот, на кого она завита, проживет еще год, а девка выйдет замуж». И еще: «На Вознесение в поле не работают. С Вознесения запахивают». На Вознесение пекли пироги с зеленым луком — лесенки — и угощали друг друга.
Троицко-семицкая неделя. Из многих забытых обычаев возрождается троицко-семицкая неделя, неделя после Вознесения перед Троицей, на седьмой неделе после Пасхи. Она получила такое народное название от семика (четверг), в старину ее еще называли «Русальной неделей» или «Зеленые святки».
Дни семицкой недели народ называл: вторник — задушевными поминками, четверг — семиком, субботу — клечальным днем, а семицкие ночи называли воробьиными.
На семицкой неделе крестьяне украшали дома и крыльцо дома зеленью, цветами, а чаще — березовыми ветвями.
Задуши ые поминки — вторник. Говорили, будто покойники в этот день вспоминают о старой своей жизни и бродят по кладбищам. Поэтому в этот день несли на кладбище венки и березовые ветки и справляли на их могилах задушные поминки: ели и выпивали прямо на могиле или возле нее, оставляли на могилах разбитые яйца и блины с уверенностью, что эти приношения будут съедены покойниками. Здесь же на кладбище от горьких воспоминаний постепенно переходили к веселью.
Семик — четверг. Обычно в начале семицкой недели две-три девушки шли в лес выбирать березки для обряда, а в четверг целой толпой шли их завивать. Березка у русского народа с древних времен олицетворяла собой весеннюю природу. Девушки завивали ветви в венок у одной березы, сплетали макушки или ветви берез попарно, а потом «кумились» — целовались через венок и обменивались какими-нибудь вещами: нательными крестиками, платками, кольцами.
Затем одну березу украшали лентами, а угощение, которое они приносили с собой, раскладывали под березкой и водили вокруг нее хороводы с песнями. Угощение состояло чаще всего из желтых яиц, каравая, сдобников, яичницы.
Клечальная суббота. Это старое верование в русалок. Считали, что в этот день русалки бегали по полю, пели песни, а могли поймать человека и защекотать его насмерть. Поэтому вечером поселяне тоже собирались на полях, тоже пели песни, а с наступлением ночи, бегая с помелом, прогоняли русалок. После чего на рассвете купались в реке, не боясь русалок. В некоторых местах «провожали русалку»: девушку, наряженную русалкой, вели в поле, толкали в жито и старались поскорее убежать от нее в деревню.
В этот день усмиряли и водяного дедушку, который, встревоженный и огорченный появлением русалок, в полночь начинал поднимать воду из берегов так высоко, как будто бы гора вырастала из воды. Суеверные поселяне раскладывали по берегам огни и пели песни, тогда водяной смирялся, и вода входила в свои берега. Говорили, что там, где не предпринимали таких мер, случалось несчастье. Семик — девичий праздник, до шедший к нам из глубины веков. Он посвящался языческому богу Перуну, держателю гроз и молний, обладателю животворных сил, одевающему леса листьями, луга — муравой.
Бондаренко Э.О. - Праздники Христианской Руси.