Гордым мстителем за попрание святыни явился пророк Илия, который совершил много чудес. Когда нечестие царя достигло крайней степени, пророк Илия, босой, в грубом плаще из верблюжьего волоса, с посохом в руках, явился к царскому дворцу и объявил, что за нечестие царя страну постигнет трехлетний голод. Но Ахав не раскаялся, началась борьба между царем и пророком.
Однажды Господь повелел Илии пойти к царю Аха-ву и попросить, чтобы он созвал пророков идола Ваала и дубравных пророков, а также весь народ на гору Кар-мил. Когда царь собрал всех на гору, Илия обратился к ним со словами: «Я один остался пророк Господен, а пророков Вааловых 450 человек: Пусть дадут нам двух тельцов, и пусть они выберут себе одного тельца, рассекут его и положат на дрова, но огня пусть не подкладывают; и я приготовлю другого тельца и положу на дрова, а огня не положу. И призовите вы имя бога вашего, а я призову имя Господа, Бога моего. Тот Бог, Который даст ответ посредством огня, есть Бог». Весь народ ответил: «Хорошо».
Пророки Ваала положили тельца и стали призывать своего бога, но никакого ответа не было. Тогда Илия ззял двенадцать камней, построил жертвенник, положил дрова, рассек тельца и положил его поверх дров. Потом велел вылить на жертвенник три раза четыре ведра воды, так что выкопанный вокруг него ров наполнился водою, и стал молиться. Господь услышал молитву Своего пророка, и ниспал огонь с неба, сжег жертву, дрова и даже камни вокруг. Увидя это, все упали на лица свои и сказали: «Господь есть Бог, Господь есть Бог!» Жрецы Ваала потерпели поражение. Тогда жена Ахава Иезавель поклялась уничтожить Илию, но пророк исчез в пустыне, затем Илия возвратился опять в царство Израильское и вновь стал обличать Ахава.
Однажды Илия и его ученик Елисей шли по дороге, разговаривая. Вдруг явилась огненная колесница и кони огненные, которые разлучили их, и Илия понесся в вихре на небо. Елисей в трепете воскликнул: «Отец мой, колесница Израиля и конница его!» Потом он поднял милоть своего учителя, который остался на земле, и пошел к берегу Иордана. Елисей ударил этой милотью по воде, и она также расступилась. Елисей понял, то, что он просил у Илии: «Дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне», он получил.
Илия живым был взят на небо, оставив залог своих духовных сил ученику и преемнику своему Елисею в виде сброшенной ему уже с огненной колесницы верхней одежды. Иудеи считали, что он должен вновь явиться на землю перед пришествием Мессии. Бог взял Илию на небо живым, тем самым был преодолен закон, положенный Адаму, — возвращения в землю, откуда взят человек. В этом смысле Илия — предтеча Христа.
Во время Преображения Иисуса Христа Илия являлся вместе с Моисеем и должен также, по преданию, явиться перед вторым пришествием Христа на землю. Илия единственный представитель ветхозаветного человечества, которого христианский культ признал наравне со своими святыми.
Среди русского народа святой Илия пользовался особенным уважением и принадлежит к самым популярным святым, наравне с Николаем-угодником.
Илья-пророк. Ильин день. В народном воображении Илья — святой суровый, грозный, карающий, в его подчинении дожди, гром, молнии; с другой стороны, Илья — щедрый, наделяющий, так как посылает на землю плодородие.
Первый сноп, первый праздник: «Знать осень на Ильин день по снопам», «Есть сено, так есть и хлеб», «До Ильина дня сено сметать, пуд меду в него накласть», «До Ильина дня в сене пуд меду, а после Ильина — пуд навозу», «Илья пророк — косьбе срок», «Сенокос надобно кончать до Ильина дня: после Ильи на вилах сено сушить».
В этот день на Руси пекли из новой ржи хлеб и приносили для благословения в церковь. В старину без благословения священника никто не дотрагивался до новины, говорили: «То и веселье Ильинским ребятам, что новый хлеб», «У мужика та обнова на Ильин день, что новинкой сыт» или «Знать бабу по наряду, что на Ильин день с пирогом». В Ильин день в деревнях выпекали первые колоба и пышки из зерна нового урожая, приносили с полей сноп и ставили в «красный угол» избы: в августе жатве конец, хлеб на зиму запасен.
Поселяне устраивали себе постели из новой соломы: «Новая новина на Ильин день —спят на Ильинской (первой) соломе», считали: «Ильинская соломка —деревенская перинка».
По наблюдениям, с Ильина дня начинается осень, появляются холодные утренники: «До Ильина мужик купается, а с Ильина дня с рекой прощается», «На Илью до обеда лето, после обеда осень», говорили: «Илья пророк камень в воду бросает», «На Ильин день олень копыта обмочил: вода холодна», «На Илью камень утром прозябает», «До Ильина дня тучки по ветру идут, после Ильина дня против», «До Ильина дня и под кустом сушит, а после Ильина и на кусте не сохнет», «На Ильин день зима с летом борются», «Придет Илья принесет гнилья (дождь)», но была и примета: «Дождь в этот день предвещает обильный урожай ржи на следующий год» или «Дождь в Ильин день, а также на Макковея (14 августа) и на Воздвижение (27 сентября) — к обильному урожаю на следующий год».
Начинались дожди: «До Ильи поп дождя не умолит, а после Ильи баба фартуком нагонит», «До Ильина дня дождь в закром, а после Ильина дня из закрома». По замечаниям ворожеек, дождь, собранный на Ильин день, избавляет «от очного призора, сглазу и всякой вражьей силы». И еще считали: «На Ильин день дождь — будет мало пожаров, вёдро — много», «Ильинская пятница без дождя — пожаров много», «Если в Ильинскую грозу молния зажжет избу, то тушить ее надо не водою, а молоком или сывороткой».
Илья громовержец — повелитель молний и громов. Этот день часто с дождями и грозами, говорили: «Илья пророк разъезжает по небу на огненной колеснице», «Илья словом дождь держит и низводит», «На Ильин день в поле не работают, стогов не мечут — спалит грозой», «На Илью грех возить сено — Илья сожжет его», «Илья грозы держит», «На Ильин день где-нибудь от грозы загорается», «Вознесение с дождем, Илья с грозой», «Илья Пророк поехал копенки считать».
Чтобы отвести беду, умилостивить грозного пророка, в Ильин день не работали в поле, не косили и не убирали сена. «Пророк Илья лето кончает, жито (жниво) зажинает», и еще: «К Ильину дню хоть кнутом прихлыстни, да заборони».
На Ильин день перегоняют пчел, подчищают ульи, подрезывают первые соты, говорили: «Богат, как ильинский сот», но знали, что «Ильинский рой и не в корысть», потому что поздний, не успевает запастись пищей. Муха кусает до Ильина дня, питается; после Ильина запасается, после Ильи комары тоже перестают кусаться. После Ильина дня не советуют есть земляники, иначе будешь дремать.
С Ильина дня работнику две угоды: ночь длинна, да вода холодна, так как Илья пророк три часа светлого времени уволок: «С Ильина дня ночь длинна: работник высыпается, а кони наедаются», «После Ильина дня в поле сива коня не увидишь — вот до чего темны ночи», «Придет Петрок — отщипнет листок, придет Илья — отщипнет и два». На Ильин день вся нечистая сила, спасаясь от огненных стрел пророка, обращается в различных зверей — зайцев, лисиц, кошек, собак, волков, так как: «Илья великий гудит!»