В Русской Церкви праздник Покрова Пресвятой Богородицы был установлен около 1164 года, а в 1165 году по повелению святого князя Андрея Боголюбского был воздвигнут ныне всемирно известный дивный храм Покрова на Нерли. Через века пронесли православные русские люди веру в то, что Пресвятая Богородица простирает незримо свой Покров над Россией, спасая ее от бед и напастей.
К празднику Покрова заканчиваются основные сельскохозяйственные работы. Идет последний сбор плодов и грибов: груздей, рыжиков и свинушек. Праздник этот Межевой между осенью и зимою, говорили: «До Покрова осень, за Покровом зима идет». На Покров первое зазимье. «Покров не лето, а Сретенье не зима», «До обеда осень, после обеда зимушка-зима». С Покрова отсчитывали начало холодного времени года.
Урожай убран, хлеб в амбарах, наступило время свадеб. На Покров обычно играли свадьбы: «Придет Покров, девке голову покроет», а выпадение снега на этот день считали счастливым предзнаменованием для обрученных: «Если снег выпадет 1 октября, это предвещает много свадеб, а снег, падающий в день венчания, сулит счастье молодым». Поэтому девушки просили: «Мать-Покров! Покрой землю снежком, меня молоду платком», или «Мать-Покров, покрой мать сыру землю и меня молоду», или «Бел снег землю прикрывает, не меня ли, молоду, замуж снаряжают?» Существовало поверье: кто раньше поставит в церкви свечу, тот раньше и замуж выйдет. И еще: девушки, желавшие выйти замуж, обращались к Богородице с такими словами: «Пресвятая моя Богородица! Покрой мою победную головку жемчужным кокошником, золотым подзатыльником!» или «Ты, Покров-Богородица! Покрой меня, девушку, пеленой своей нетленною — идти на чужую сторону!» Покрытие головы издревле было признаком замужества: девушки ходили с непокрытой головой, а замужней женщине быть простоволосой считалось большим грехом. И доныне невеста во время венчания стоит, покрытая фатой. Так в народном сознании переплетаются нетленная пелена (мафорий Богородицы), брачное покрывало невесты и снежный покров земли.
На Покров начинают утеплять на зиму избу: приваливать завалинки, проконопачивать пазы, промазывать рамы, то есть «Натопи хату без дров!» Считали: «Чини избу до Покрова — не то не будет тепла». Затыкают пазы стен мохом и приговаривают: «Батюшка Покров, покрой нашу избу теплом, а хозяина добром!» Предполагали: «Если на Покров истопят печь яблонью, то в доме всю зиму будет тепло».
На Покров скот переводили на зимнее содержание, закармливали скотину пожинальным (последним) снопом и с этого дня ее держали в доме. Начинались осенние торги, ярмарки.
Были у поселян и приметы: если снег до Покрова упадет — зима не скоро настанет. Каков Покров, такова И зима. Отлет журавлей до Покрова — к ранней холодной зиме. Коли белка в Покров чиста (вылиняла), то осень будет хороша. На Покров ветер с севера или востока — к холодной зиме, с юга — к теплой зиме, с запада — к снежной зиме, а если ветер порывами налетает, тучи то совсем небо закроют, то в просветах солнце проглянет — будет и зима переменчивой, непостоянной. «Покров кроет землю то листом, то снегом».
Праздник Покрова уходит в глубь веков, его стали отмечать после принятия христианства.
Откуда и почему пришел к нам этот праздник?
В 910 году в Константинополе, во Влахернском храме, случилось видение: явилась во время всенощной пресвятая Богородица, мать Иисуса Христа, с покрывалом в руках и возвестила, что это спасительный покров. Белое покрывало (омофор) она простерла над верующими и вознесла молитву о спасении мира от невзгод и страданий. Этим покрывалом Богородица оберегает верующих людей и несет им любовь и радость, подкрепляет их дух и силу, помогает, когда трудно, а также исцеляет от болезней и недугов.
Верующие люди поклоняются Богородице, заступнице и покровительнице людей.
В память об этом событии и установлен праздник.
Как праздновали Покров наши предки?
К Покрову обычно кончалась тяжелая деревенская страда, заканчивали сбор последних плодов и, освободясь от тяжкого труда, народ мог вздохнуть, поехать на базар поторговаться, купить обновы, принарядиться к празднику. Покров — срок наймам и сделкам. К празднику усердно готовились: чинили избы, стараясь «захватить тепла до Покрова» (вычинить избу), так как «Покров — первое зазимье», приговаривали: «Батюшка Покров, избушечку покрой добром и теплом», или «Батюшка Покров, натопи нашу хату без дров». К Покрову в избе мыли, чистили, скребли, наводя порядок. Готовились угощения из плодов нового урожая, варили мед, брагу.
Покров справляли щедро, раздольно, покровское гулянье считалось последним игрищем в году у поселян и горожан, говорили: «Покров — конец хороводам, начало посиделкам». На Покров закармливали скотину пожинальным (последним) снопом и с этого дня держали в доме. С Покрова в селах начинались свадьбы, так называемые свадебные осенние недели, самое удобное время, так как заканчивались основные сельскохозяйственные работы.
Кроме того, Покров Пресвятой Богородицы напоминал свадебное покрывало, этот праздник считался покровителем брака. Около этого времени обычно выпадает первый снег и покрывает землю, ну а если на праздник выпадал снег, то это было для обрученных счастливым предзнаменованием, так как снег напоминал свадебное покрывало или фату. Считали, если на Покров выпадет снег, то это сулит много свадеб.
Много храмов воздвигнуто во имя Покрова. Один из них построен по указу Ивана Грозного — Покровский собор — Храм Василия Блаженного в Москве. История его постройки была трагичной, что и послужило основой народной легенды о храме.
— Смерды!
Можете ль церкву сложить,
Иноземных пригожей?
Чтоб была благолепней
Заморских церквей, говорю?
И, тряхнув волосами,
Ответили зодчие:
— Можем!
Прикажи, государь! —
И ударились в ноги царю...
А как храм освятили,
То с посохом,
В шапке монашьей,
Обошел его царь —
От подвалов и служб
До креста.
И, окинувши взором
Его узорчатые башни,
— Лепота! — молвил царь.
И ответили все: —Лепота!
И спросил благодетель:
— А можете ль сделать
пригожей, Благолепнее этого храма
Другой, говорю?
— И, тряхнув волосами.
Ответили зодчие:
— Можем!
Прикажи, государь! —
И ударились в ноги царю.
И тогда государь
Повелел ослепить этих зодчих,
Чтоб в земле его
Церковь
Стояла одна такова,
Чтобы в суздальских землях,
И в землях рязанских,
И прочих
Не поставили лучшего храма,
Чем храм Покрова!
Д. Кедрин.