Русские издревле старались приобретать хотя малейшие частицы его мощей, одежды, мирра. Этим объясняется, почему во всех древних монастырях и церквах среди частиц мощей различных святых почти непременно находится часть мощей или мирра от святого Димитрия.
В 1197 году была перенесена из Солуни во Владимир великим князем Всеволодом Юрьевичем икона святого великомученика Димитрия, писанная на гробовой доске великомученика, и это событие было внесено как праздник в древние святцы. Эта икона сначала находилась в Киеве, потом во Владимире, а при великом князе Димитрии Ивановиче в 1380 году перенесена в Москву и доставлена в Успенском соборе. Наши князья часто называли своих первенцев именем этого святого.
В Древней Руси день святого великомученика Димитрия считался в числе больших праздников, службу совершал обыкновенно сам патриарх в присутствии государя. Святой Димитрий был воин и правитель Солуни, поэтому он изображается на древних иконах в военном облачении с копьем и мечом.
Димитрий Солунский. Дмитриев день. Дмитровская неделя — родительская, дедова.
В Дмитриев день повсеместно на Руси справляли поминки по усопшим. День печальный, поминальный; ходили в церковь, ставили свечи на канун. В течение недели шли поминальные службы, особенно почиталась Дмитровская суббота. По церковно-русскому месяцеслову в субботу перед днем святого Дмитрия совершается поминовение о всех усопших. Установление этого поминовения принадлежит великому князю Дмитрию Донскому, который; одержав знаменитую победу в 1380 году над Мамаем (Куликовская битва), положил, чтобы перед этим днем совершалась вселенская панихида о всех погибших на поле битвы. «Дмитриева суббота, кутейникам работа» (поминали усопших).
Дмитровскую субботу всегда проводили торжественно: ходили на могилы родных, служили панихиды, устраивали тризны, женщины причитали. Замечали: «Коли отдохнут на дедовой неделе родители (случится оттепель), то и всей зимушке-зиме быть с мокрыми теплинами (оттепелями)».
И еще приметили: «Если Димитриев день будет по голу (без снега), то и Пасха будет теплая, а коли Димитриева суббота по снегу и Святая (Пасха) по снегу, так как «Димитрий на снегу — весна поздняя». «Дмитриев день — зима уже лезет на плетень», «До Дмитровской субботы зима не становится», «Коли на Дмитрия холод и снег, весна поздняя и холодная, а если оттепель — зима и весна теплые». Шутили: «В Дмитриев день и воробей под кустом пиво варит».
Старики предостерегали молодых людей: «До Дмитра девка хитра, а после Дмитра еще хитрее», «На Дмитрия девки хитрые — собираются выйти замуж», а после этого дня уже редко в деревнях бывают свадьбы, жди зимнего мясоеда.