По порядку обучения, принятому во всех европейских армиях, вслед за обучением фронту идет применение к местности и засим маневры. Указать солдатам, как должно в рассыпном строе пользоваться местностью, неоспоримо полезно. Для такого рода упражнений довольно каких-нибудь 5 или 6 уроков. Нельзя того же сказать о маневрах с противником. С первого брошенного на них взгляда они кажутся вполне основательными и, по-видимому, даже подходят весьма близко к бою; кажется, недостает только пуль в стволах для того, чтобы был действительный бой. Вглядевшись
в этот вопрос поглубже, увидим, что маневры с противником вовсе не служат близким подражанием боя, напротив того, превратно его представляют, и не только не полезны, но едва ли не вредны для армии, которая много ими занимается. Чему учатся солдаты при таковых упражнениях? Укрываться от неприятельских выстрелов, не брать трудно доступные места, мало оборонять и скоро уступать легко доступные позиции; отступать при столкновении с сильнейшим неприятелем; отступать, когда обойдут их фланг; отнюдь не сходиться близко с неприятелем; при атаке останавливаться в самую решительную минуту, когда в бою и без того невольно хочется остановиться, и т. п. Одним словом, маневры приучают солдат скорее к малодушию, чем к молодечеству и быстрому неудержимому стремлению вперед к победе. Такое обучение опасно, и беда, если солдаты вспомнят его в бою и сделают по приобретенной ранее привычке.
Другой характер имело обучение нашего великого Суворова, который на ученьях, даже равняя войска, не позволял никому осаживать назад, желая внушить солдату, что никогда и ни по какой причине он не должен и помышлять о том, что может податься назад, хоть на один вершок.
Нельзя ли в наше время учить войска в том же роде, как учил их Суворов, армия которого была всегда непобедима?..
Макет и оформление книги художника Н.Т. Катеруши.
Фотосъемка экспонатов Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи специально для этой книги выполнена Д.П. Гетманенко.