Истинные ценности не девальвируются временем. Мы бережно храним то, что досталось нам в наследство,— верность долгу и чести воинской. Армия прежде всего, конечно, сила вооруженная, но она и сила духовная. Воин защищает не только свою Родину, но и ее культуру, ее историю, то есть свои национальные и духовные ценности.
Трудным испытанием для России явилась Крымская война. Исполняя свой долг перед Родиной, русские солдаты, матросы и офицеры своей кровью и жизнью расплачивались за политические и экономические просчеты царизма, за нерешительность и косность военного командования.
Отразившая все пороки крепостничества и самодержавия, Крымская война вместе с тем продемонстрировала здоровое национальное начало русской армии, явила образцы боевого братства и верности своему долгу. Это относилось не только к легендарным защитникам Севастополя, но и к воинам Кавказского корпуса. Это о них, простых солдатах, уважительно отзывался прославленный боевой генерал Н. Н. Муравьев: «У нас людей не мучили бесполезною, насильственною и искусственною выправкою... Рекруты, выступавшие в поход с суконными ранцами и в рекрутской одежде, получив ружья во время походов и движения, скоро приняли бодрость старых солдат и нигде от них не отставали: таков был дух солдат Кавказского корпуса... У нас не было места унынию, недоверчивости и несмелости, поражающих рекрут в других полках, что наводит робость и на старых солдат и, наконец, делает войско совершенно неспособным к какому-либо военному действию. Это уже доказано многими несчастными опытами, но все еще не исправило ложного понятия, вселенного в войсках о воспитании солдат и офицеров. Войска наши были бодры, веселы и готовы на самые большие труды и подвиги».
От того, как поставлено дело воспитания воина, зависит в конечном счете могущество военного механизма государства, его сила и мощь. Неслучайно в основу военной реформы, последовавшей вслед за Крымской войной, была положена необходимость совершенствования системы обучения и воспитания войск. Помимо реорганизации кадетских корпусов и создания военных гимназий, военных и юнкерских училищ большие преобразования претерпел воспитательный процесс в военно-учебных заведениях.
В благородном деле подготовки офицерского корпуса самое активное участие принимали выдающиеся ученые того времени, авторитетнейшие педагоги. К тому периоду относится и образование центра русской педагогической мысли — Военно-педагогического музея и педагогических курсов по подготовке преподавателей и воспитателей для военно-учебных заведений.
Все это благотворным образом влияло на дальнейшее развитие системы обучения и воспитания в русской армии. «Никто не ожидает от юнкерских училищ людей широкообразованных, но всякий вправе ожидать от них людей честных, хороших офицеров, глубоко проникнутых долгом и самоотвержением на благо нашей Родины,— характеризовал генерал П. Бобровский первых выпускников юнкерских училищ.— ...Над всем воспитанием юнкеров должно утвердить ясно поставленные цели их будущей деятельности, всегда помня, что судьба воспитываемых и обучаемых юнкеров призовет их к постоянному труду, сопряженному с лишениями, к обязанностям, соединяемым с самопожертвованием, и к занятиям по обучению солдата не только эволюциям на плацу и в манеже или грамотности в казарме, но и всему тому, что составляет основу и дает силу воинской дисциплине, порядку и военной чести».
Ко второй половине XIX в. относится деятельность выдающегося военного теоретика и педагога М. И. Драгомирова, труды которого легли в основу создания русской военной педагогики как науки.
Велико было влияние передовых идей Драгомирова на развитие чувства воинского долга и чести в среде русского офицерства. Просветительская деятельность военного мыслителя будоражила умы, побуждала к пересмотру сложившихся стереотипов в системе обучения и воспитания, выработке новых, созвучных времени подходов к этой важной области.
Одной из заслуг М. И. Драгомирова явилось возрождение суворовской «Науки побеждать», которая, по его словам, оставалась в России непонятой целых 60 лет. Драгомиров неустанно заботился о том, чтобы суворовские заветы о бережном отношении к человеку, о близости солдат и офицеров чтились и выполнялись. «Армия, в которой офицер пользуется доверием солдат,— говорил М. И. Драгомиров,— имеет на своей стороне такое преимущество, которое не может быть приобретено ни численностью, ни совершенством техники, ни чем-либо иным. Это высшая степень совершенства армейского организма».
М. И. Драгомиров и его последователи исходили из того, что военное могущество прямо зависит от воспитания воина. «Какие бы ружья, пушки, корабли мы не имели,— писал автор одного из военно-педагогических трудов того времени,— но если мы к ним не в состоянии приставить людей с соответственно развитой волей, душой и сердцем, то успеха мы все равно иметь не будем».
Воинский дух народа не отвлеченное понятие, это его нравственная готовность к защите своей Родины. Настоящий воинский дух может присутствовать в армии только тогда, когда он живет в народе. Ни самая совершенная военная организация, ни талант полководца не могут сами по себе дать вооруженной силе надлежащий воинский дух, если его нет в народе. Только сам народ способен придать государственной власти соответствующую энергию и силу и требовать высокой готовности своих войск. Если же народ не заботится о развитии в себе воинского духа, то он никогда не сможет вдохновить собственную армию, а значит, и не вправе будет ждать от нее победы.
Наши предки всем примером своей деятельности призывают нас помнить о долге перед Родиной. Чем дальше, тем более глубоко понимаем мы значение их великих свершений в деле защиты Отечества. Мы с гордостью вспоминаем сегодня тех русских генералов и офицеров, кто по мере сил своих пытался поднять значение воинского долга и чести, кто искал наиболее эффективные пути повышения морального духа, а следовательно и боеспособности родной армии. И быть может, именно сейчас мы по достоинству можем оценить труды наших предшественников.
О долге и чести воинской в российской армии: Собрание материалов, 0-11 документов и статей / Сост. Ю.А. Галушко, А.А. Колесников; Под ред. В.Н. Лобова.— 2-е изд. М.: Воениздат, 1991.— 368 с: ил.
Макет и оформление книги художника Н.Т. Катеруши.
Фотосъемка экспонатов Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи специально для этой книги выполнена Д.П. Гетманенко.