Начало движения
Социальный состав движения под руководством Болотникова был сложный. Недовольством были охвачены различные общественные слои, и под знамена Болотникова собрались крестьяне и холопы, посадские люди и казаки, стрельцы и служилые люди. Сам путивльский воевода князь Шаховской оказал поддержку Болотникову в начале восстания. Как и прежде, притягательную силу имело имя все того же царевича Дмитрия, о котором был пущен слух, что он не погиб в Москве, а еще раз чудесным образом спасся и уж на этот раз он даст все, что народу нужно. От имени царевича Дмитрия, как его воевода, рассылал Болотников по стране свои грамоты с призывом к борьбе против Шуйского. Скоро восставшие одержали победу над посланными Шуйским войсками под Кромами и двинулись на Калугу. От Ельца на соединение с Болотниковым шел большой отряд служилых людей во главе с Истомой Пашковым.
Такой подъем классовой борьбы в России был закономерным ответом народных масс на закрепощение, происшедшее в конце XVI в. Однако в кульминационный период движения проявилось различие целей разных социальных слоев, участвовавших в борьбе против правительства Василия Шуйского. В то время когда войско Болотникова было уже под Москвой, дворянские отряды Ляпунова и Сумбулова перешли на сторону Шуйского. Им был страшен размах народного движения, и они пошли на соглашение с теми, против кого подняли оружие. В разгар сражения перешел на сторону правительства и отряд служилых людей, которым руководил Истома Пашков. Измена дворян серьезно ухудшила положение армии Болотникова, и ему пришлось отступать. Восставшие долго держались потом в Калуге, а в стране еще бушевало пламя народного движения. С Терека по Волге двигался большой отряд под предводительством Ильи Горчакова, который выдавал себя за никогда не существовавшего сына царя Федора «Петра Федоровича». Вместе с русскими поднялись народы Поволжья — марийцы, мордва, татары. Восставшие осадили Нижний Новгород. Только в 1607 г. правительственным войскам удалось нанести поражение восставшим в Поволжье. В феврале этого года царские войска одержали победу и под Калугой. Болотников перешел в Тулу и укрепился здесь.
Правительство Шуйского принимало все меры, чтобы расколоть восставших и погасить Крестьянскую войну. Пленных было велено отдавать в холопы и, наоборот, перебежчикам давалось освобождение от зависимости. Привлекая на свою сторону землевладельцев центральных районов страны, Шуйский издал указ о продлении срока розыска и возврата беглых крестьян до 15 лет, еще туже завязывая петлю крепостного права. К Туле же двигались большие силы. Последние четыре месяца Болотников провел в обороне, укрепившись в Тульском кремле. Даже тогда, когда специально построенной плотиной на реке Упе была затоплена Тула, болотниковцы все еще держались. Шуйский пошел на хитрость — он повел переговоры с Болотниковым, поклявшись сохранить ему и другим участникам движения жизнь и свободу. Когда ворота Кремля открылись, предатели из числа осажденных схватили Болотникова и Илью Горчакова и выдали их. Илью Горчакова повесили в Москве у Данилова монастыря, а Болотникова сослали на север, в далекий Каргополь, там ослепили и утопили.
Причины поражения
«Крестьяне поднялись несознательно, просто потому, что им стало невтерпеж, что они не хотели умирать бессловесно и без сопротивления. Крестьяне так исстрадались от всякого грабежа, угнетения и мучительства, что они не могли хоть на минуту не поверить темным слухам о царской милости, не могли не поверить, что всякий разумный человек признает справедливым раздел хлеба между голодными, между теми, кто всю свою жизнь работал на других, сеял и убирал хлеб, а теперь умирает от голода подле амбаров «господского» хлеба»1. Сказанное о причинах выступления и поражения крестьян тем более относится к средневековью, когда уровень сознательности крестьянства, разумеется, никак не мог быть выше, чем в начале XX столетия. Но и тогда много было мужества и героизма, велика была ненависть к существующему строю, глубоко проникла в народную толщу мысль об открытой вооруженной борьбе.