Быстрый переход

Молдавия. Борьба с внешними захватчиками

Оцените материал
(0 голосов)

Внутреннее положение Молдавии. Борьба с внешними захватчиками

После столетнего владычества монголо-татар молдавские земли были захвачены венгерскими феодалами. Но уже в 1359 г. в результате народного восстания во главе с Богданом образовалось самостоятельное государство Молдова со столицей сначала в Бане, затем в Сучаве, а со второй половины XVI в. — в Яссах. Государство возглявлял господарь, правивший с помощью совета феодалов (рады и небольшого круга высших сановников — главнокомандующего, казначея и др.). Чтобы усилить позиции против непрекращавшихся нападений венгерских феодалов, молдавские правители к концу XIV в. вступили в вассальную зависимость or Польши. XIV век был временем, когда сформировалась молдавская народность.
На протяжении XV в. в Молдавии развивались феодально-крепостнические отношения. Быстро уменьшалось количество «резеше» - крестьян-общинников, росло число холопов и крепостных («вечинов»), обязанных платить боярам десятину и выполнять барщинные повинности; ограничивалось право ухода крестьян. Наряду с этим росли города. Усиление эксплуатации и рост социальных противоречий привели к многочисленным восстаниям, самым крупным из которых было упомянутое выше большое движение молдавских и украинских крестьян под предводительством Мухи в 1490—1492 гг. Восставшим удалось овладеть несколькими городами.
К концу XV в. Молдавия оказалась под ударом султанской Турции. Хотя в сражении при Васлуе в 1475 г. турецкие войска потерпели поражение, их вторжения на Молдавскую землю продолжались. Спустя десять лет турки разрушили столицу Молдавии — город Сучаву, захватили территорию Молдавии, которая подвергалась непрерывным грабежам и насилиям. Господарем становился тот феодал, который мог уплатить султану больше дани. Вся тяжесть дани ложилась на народные массы. За первую половину XVI в. она возросла втрое из-за соперничества между феодалами, желавшими получить ст султана господарство.
Воспользовавшись тяжелым положением Молдавии, в конце XV в. против нее выступили польские феодалы. На помощь им двинулись литовские войска, не их остановило дипломатическое вмешательство Московского великого князя Ивана III, сын и наследник которого Дмитрий был женат на дочери молдавского господаря Елене («волошанке»). Этот брак закрепил начавшие развиваться политические связи между Россией, заинтересованной в усилении позиций в борьбе против султанской агрессии, и Молдавией, нуждавшейся в помощи.
Во второй половине XVI в. активизировалась освободительная борьба молдавского народа. Господарь Иван Вода Лютый отверг требование султана об уплате двойной дани и в 1574 г. возглавил вооруженную борьбу, С помощью отряда запорожских украинских казаков Иван Лютый разгромил турецкие войска, занял Бухарест и осадил крепости Браилу и Бендеры. Но в решающей битве у Кагульского озера крупные феодалы-бояре, опасавшиеся усиления власти господаря, перешли на сторону врага, что предопределило поражение казацко-молдавского войска. Иван Лютый был пленен и убит. Однако освободительное движение продолжалось.

Молдавская культура

В жизни молдавского народа и истории его культуры значительное место принадлежит устному поэтическому народному творчеству. Большую известность и любовь народа получила баллада «Миорица». Особенно богаты по своему содержанию лирико-эпические песни — «дойны». Многие из них содержат горячий призыв к защите родины от чужеземного гнета.
В XV в. известную роль сыграл книжник из Болгарии Григорий Цамблак — автор многих проповедей и историко-литературных памятников («Житие Иоанна Нового» и др.). Он призывал славянские народы к борьбе против ига Турции.
В XIV —XV вв. в Молдавии были созданы на славянском языке первые летописи. Из них наиболее древняя — Быстрицкая, описывающая историю Молдавии с 1359 по 1506 г. Много подробностей по истории Молдавского государства содержит хроника Стефана III. Очень образованный книжник Макарий составил летопись, посвященную правлению Петра Рареша (первая половина XVI в.).
Значительных успехов достигло молдавское изобразительное искусство, особенно в художественном оформлении книг. Большой оригинальностью отмечается молдавский орнамент. Высокого художественного уровня достигло молдавское прикладное искусство в резьбе по дереву и металлу, в вышивке и ковроделии.
До нашего времени дошли только памятники молдавского церковного зодчества. Их архитектурный стиль сложился уже в XV в. (трехлопастная форма церквей, стрельчатые оконные и дверные проемы). Особенностью молдавского зодчества является внешняя роспись стен.
 
Б.А. Рыбаков - «История СССР с древнейших времен до конца XVIII века». - М., «Высшая школа», 1975.