Февраль 1917 г. предоставил возможность жителям национальных окраин России сделать выбор между нахождением в составе единого государства, той или иной формой автономии или обретением государственного суверенитета. Наиболее отчетливо стремление к созданию национальных государств проявлялось в это время в Финляндии и Польше, но последняя была оккупирована германскими войсками. На Украине возникла состоявшая преимущественно из социалистов Центральная рада - своеобразная форма национального представительства. Она сформировала Генеральный секретариат (правительство) во главе с писателем В. К. Винниченко. Эти новые органы власти провозгласили автономию Украины. Временное правительство настороженно относилось к попыткам обретения самостоятельности отдельными частями страны, в его рядах преобладали сторонники сохранения единого государства.
Приход большевиков к власти предоставил национальным окраинам свободу в выборе своей судьбы. Опубликованная в ноябре 1917 г. Декларация прав народов России провозглашала в качестве незыблемых принципов политики советского государства равноправие и суверенитет народов, обеспечение их права на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельных государств. Тезис о самоопределении был важнейшим в национальной программе большевиков. Особое значение он получил в период утверждения советской власти, так как, провозглашая эту идею, советское правительство стремилось привлечь на свою сторону нерусскую часть населения страны, расширить социальную базу. При этом было бы упрощением говорить о том, что большевики делали ставку на распад страны. Они в то время мечтали о мировой революции, поэтому на повестке дня стоял вопрос о том, что временное отделение все равно станет прологом к созданию «Всемирной Республики Советов».
Образование Российской Федерации. После октябрьская ситуация характеризовалась обострением центробежных тенденций в государстве. «Не только отдельные области страны, но и города, волости, селения и даже каждое отдельное лицо чувствовали себя совершенно независимыми, ни с чем не связанными, ничему общему не подчиненными, - писал один из современников. - Все спасались кто как мог: устраивали собственное управление, пытались организовать снабжение продовольствием, издавали свои законы, создавали суд, печатали деньги, устанавливали налоги. При этом в большинстве мест не один, а два три органа претендовали на полноту власти». Рыхлость советской власти, не имевшей поначалу четкой структуры и официальное провозглашение широких национальных свобод породили множество самых разнообразных государственных форм, появившихся в различных частях бывшей империи. К тому же сформировалось несколько национальных правительств. Некоторые из них стремились к полной самостоятельности (в Финляндии, Прибалтике), и те, которые выступали за автономное существование в составе России (Алаш-Орда в Казахстане), В январе 1918 г. III Всероссийский съезд Советов провозгласил создание федеративного государства. Российская Советская Республика учреждалась на основе добровольного союза разных народов как объединение советских национальных республик. Эти положения были отражены также и в первой советской Конституции, которая подтвердила провозглашенное декретами советской власти равноправие национальностей и рас.
Новые государства на карте бывшей империи. Правительство большевиков сделало ставку на повсеместное утверждение власти Советов. Проводниками его линии стали местные партийные комитеты. Соперничество между национальными правительствами и органами советской власти часто перерастало в вооруженные столкновения. Например, в начале 1918 г. на Украине советские части с боями вошли в Киев, свергнув власть Центральной рады. Это и многие другие столкновения происходили в дальнейшем на фоне борьбы большевиков со своими противниками из лагеря социалистов и с белыми армиями.
Важную роль в развитии ситуации в национальных окраинах сыграли иностранные войска. Особенно ярко это проявилось в западной части страны, оккупированной Германией в соответствии с положениями Брестского мира. После ухода немцев в конце 1918 г. результатом борьбы между большевиками и их противниками стало утверждение в Белоруссии, Литве, Латвии и Эстонии советской власти. Правда, в Прибалтике она продержалась недолго. Здесь образовались независимые государства с антикоммунистическими правительствами.
Часть Закавказья после подписания Брестского мира оказалась под властью Турции. В другой его части сформировались Азербайджанская, Армянская и Грузинская республики. Ими руководили представители местных социалистических партий, отрицательно настроенных по отношению к большевикам. После ухода турок осенью 1918 г. закавказские правительства в течение некоторого времени опирались на помощь Англии (как и власти прибалтийских государств).
По мере укрепления своей власти и усиления Красной Армии большевики стали все чаще использовать военную силу для утверждения «рабоче-крестьянских правительств» на территориях бывших национальных окраин. При этом частям Красной Армии «изнутри» помогали местные революционные комитеты, «обращавшиеся с просьбой» о помощи. По такому сценарию в 1920-1921 гг. произошло установление советской власти в закавказских республиках.
Ко времени окончания гражданской войны на основных ее фронтах территория бывшей Российской империи представляла собой целую мозаику различных национально-государственных образований. Основную часть занимала РСФСР. В ее составе находилось несколько автономий - Башкирская, Татарская, Чувашская, Киргизская (Казахская), Вотякская (Удмуртская), Марийская и Калмыцкая. Существовали также две трудовые коммуны - немцев Поволжья и Карельская. Статус самостоятельных советских республик имели Белоруссия, Украина и Закавказская федерация (в нее входили Азербайджан, Армения и Грузия), а также Дальневосточная, Бухарская и Хорезмская республики. Независимыми государствами, где советская власть в ходе гражданской войны так и не утвердилась, стали Финляндия, Польша, Латвия, Литва и Эстония.
30 декабря 1922 года состоялся I съезд Советов СССР. Его делегаты утвердили Декларацию и Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик. В первом из этих документов излагались обстоятельства, вызвавшие необходимость создания единого государства, во втором определялся круг вопросов, подлежавших ведению верховных органов власти Союза, структура этих органов, вводилось единое союзное гражданство. В январе 1924 г. на II Всесоюзном съезде Советов была утверждена Конституция СССР. Она включила в себя положения Декларации и.Договора. Высшим законодательным органом стал Съезд Советов СССР, в промежутках между съездами работал двухпалатный ВЦИК. Его председателем в течение многих лет был М. И. Калинин.
Объединение советских республик было закономерным явлением. Большевистский режим сформировался как однопартийный. Части одной и той же партии - ВКП(б) - руководили бывшими национальными окраинами. Партия была построена на жесткой дисциплине, подчинении низов верхам. По этой же схеме происходила и перестройка отношений между советскими республиками. По сути, союз государств стал калькой с партийной организации. В этом смысле предлагавшийся наркомом по делам национальностей И. В. Сталиным план «автономизации» был даже в чем-то более «честным», чем реализованная в Договоре и Декларации о создании СССР идея В. И. Ленина о полном равноправии республик. Ведь федеративное на словах государство на деле было унитарным - суверенными правами субъекты союза фактически не обладали.
Но в создании СССР была и еще одна сторона. В союзном государстве объединились народы, которые на протяжении столетий были связаны одной исторической судьбой. Их прошлое было овеяно героическими подвигами в совместных сражениях с неприятелями. Тесно переплелись хозяйственные связи и культурные традиции народов. История давала им еще один шанс для продолжения строительства общего дома.