С завершением в конце XI — начале XII в. генезиса феодального способа производства и утверждением его в качестве господствующего во всех отраслях хозяйства феодализм на Руси вступил в свою зрелую стадию, характеризующуюся развитым феодальным хозяйством и феодально-крепостническими -отношениями и соответствовавшими им надстроечными социально-общественными и государственно-политическими институтами (сложной феодально-сословной иерархии, феодального иммунитета, основных черт и элементов феодальной идеологии, права и государственного аппарата).
Как форма государственно-политической организации власти феодалов, система феодальной раздробленности соответствовала экономической структуре развитого феодального общества с ее безраздельным господством натурального хозяйства и экономической самостоятельностью небольших в территориальном отношении феодальных миров, определявших узость сословно-корпоративных интересов и политический сепаратизм местных феодалов и жителей средневековых городов.
Последовательность выделения земель в самостоятельные от Киева княжества и отдельные отличия в их политическом строе находились в прямой зависимости от уровня развития в них феодального землевладения и хозяйства, ремесла и городов, зрелости феодально-крепостнических отношений, расстановки классовых и внутриклассовых сил. Отношения между князьями, а также князьями и феодалами внутри княжеств Оформились в сложную систему сеньориальных и вассальных отношений.
По сравнению с предшествующим периодом эпоха феодальной раздробленности была более высоким этапом в развитии феодального общества, но она привнесла с собой и отрицательные черты, необходимость преодоления которых стала одним из факторов начавшегося в конце XIII в. на Руси и в ряде других европейских стран объединительного процесса. Утрата общегосударственного единства, бесконечные усобицы и войны между сюзеренами и их вассалами создавали в стране состояние постоянного хаоса, тяжело отражались на экономике страны, разъединяли ее воинские силы и ослабляли ее обороноспособность перед лицом иноземной агрессии.
Для Руси и ряда других народов нашей страны эти присущие феодальной раздробленности черты имели наиболее тяжелые последствия. Гранича с бескрайними степными просторами Азии, откуда в течение веков волна за волной накатывались орды кочевников-завоевателей, Русь принимала и отражала их удары, заслоняя тяжелой для себя ценой другие народы, европейскую цивилизацию. Изнурительная многовековая борьба с кочевниками ставила Русь (по сравнению с другими европейскими странами) в неблагоприятные условия для ее развития по пути исторического прогресса.
Нашествие татаро-монгольских завоевателей существенно изменило политическую карту нашей страны уничтожением одних и образованием новых государств, привело к значительным демографическим изменениям, к смешению или же к разделению ряда сформировавшихся ранее народностей (образование новых народностей в Средней Азии, разделение древнерусской народности на великорусскую, украинскую и белорусскую народности), вызвало массовые перемещения населения из одних районов в другие, упадок или же полное запустение хозяйства в экономически развитых ранее областях страны. Для ряда народов Средней Азии и Закавказья национально-государственное объединение было задержано из-за чужеземных завоеваний на столетия.
До монголо-татарского нашествия социально-экономическое и культурное развитие русских земель шло в уровень с развитием других европейских стран. Как и в странах Западной Европы, на Руси в конце XII — начале XIII в. началось развитие товарно-денежных отношений, наметились тенденции к превращению ремесленного производства в мелкотоварное, что было одним из важнейших условий для последующего развития в недрах феодального строя буржуазных элементов и отношений.
Катастрофический удар, нанесенный полчищами Батыя по производительным силам и экономике Руси, усугубленный затем тяготами золотоордынского ига, пресек дальнейшее развитие этих прогрессивных тенденций, положил начало ее общему отставанию от развития западноевропейских стран, избежавших монгольского погрома и чужеземного ига.
Восстановление подорванного нашествием хозяйства и новый экономический подъем в русских землях в XIV — XV вв. происходили в направлении дальнейшего развития и укрепления феодального землевладения, крепостнического хозяйства и феодальных отношений вширь и вглубь. Этот сугубо феодальный характер экономического развития русских земель в XIII -XV вв. предопределил ряд существенных особенностей объединительного процесса на Руси, начавшегося почти одновременно с образованием национальных государств в ряде других стран Западной Европы.
В западноевропейских странах победа королевской власти над силами феодальной децентрализации была достигнута в значительной мере ее союзом с городами, в которых все большее значение приобретали формировавшиеся из средневекового сословия городских бюргеров буржуазные элементы.
На Руси в силу более слабой после нашествия развитости городов и их феодального характера великокняжеская власть в своей объединительной политике опиралась прежде всего на основную массу господствующего класса феодалов, для которой на данном историческом этапе система феодальной раздробленности становилась преградой на пути расширения и развития феодального землевладения и хозяйства, вовлечения крестьян в более тяжелые формы феодальной зависимости и эксплуатации.
Важным фактором объединительного процесса на Руси явилась всенародная борьба за свою национальную независимость и государственность, за свержение чужеземного ига, обеспечившая великокняжеской власти поддержку со стороны самых различных социальных слоев тогдашнего общества.
Объективно объединительный процесс на Руси начался с «феодальной концентрации» — территориального роста и политического усиления отдельных княжеств, превращавшихся в «великие княжения». В начавшейся между ними борьбе за политическое преобладание выявлялся общерусский политический центр, возглавивший борьбу за объединение разрозненных русских земель в единое государство и за свержение золотоордынского ига. Победителем в этой борьбе вышло Московское княжество, столица которого Москва в княжение Дмитрия Ивановича Донского становится общепризнанным политическим и национальным центром формировавшегося Русского государства. Успехи Москвы в государственно-политическом объединении русских земель были закреплены ее победой над коалицией удельных князей, попытавшихся в ходе развязанной ими во второй четверти XV в. феодальной войны восстановить рушившиеся порядки феодальной раздробленности.
Объединительный процесс завершился ликвидацией в последней трети XV — первой четверти XVI в. сохранявших еще (подчас уже иллюзорную) независимость земель и княжеств. Но это уже был новый этап в истории Русского государства, в котором завершение объединительного процесса неразрывно соединилось с началом борьбы за государственную централизацию и за окончательную ликвидацию золотоордынского ига.
Отдельные стороны и явления в социально-экономической, политической и культурной истории народов нашей страны в период феодальной раздробленности остаются еще малоизученными. К числу спорных, требующих дальнейшего изучения вопросов принадлежат прежде всего вопросы, связанные с уровнем экономического развития русских земель в XIV — XV вв., развития русских городов в этот период, их роли в объединительном процессе, степенью развитости товарного производства и рыночных связей, местом и ролью отработочной и продуктовой ренты в системе феодальных хозяйств в XII — XV вв., соотношением уровня развития отдельных отраслей культуры Руси с их развитием в странах Западной Европы в XIV — XVI вв. и многие другие вопросы.
Б.А. Рыбаков - «История СССР с древнейших времен до конца XVIII века». - М., «Высшая школа», 1975.