Перед главным еврейским праздником Пасхой Иисус Христос приблизился к Иерусалиму. Собравшиеся отовсюду к большим праздникам толпы богомольцев обычно входили в город торжественно со всевозможными выражениями радости. Таков был на этот раз и вход Христа, пожелавшего теперь всенародно заявить о себе как о Мессии. Он решил вступить в Иерусалим, как не раз вступал туда его царственный предок Давид, именно сидя на осле. Подойдя к горе Елеонской, он послал своих учеников, чтобы те привели ему молодого осла. Это животное высоко ценилось на Востоке. Ученики исполнили его желание, а чтобы выразить свое высокое почтение к своему учителю, сняли с себя плащи и сделали из них сиденье на осле, Иисус сел на него.
Когда шествие двинулось через гору Елеонскую, то ученики воскликнули: «Осанна сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господа! Осанна в вышних! А народ стал устилать ему дорогу свежесрезанными, только что распустившимися ветвями, как это было на Востоке при встрече особенно чтимых лиц. Когда открылся вид на Иерусалим, Христос неудержимо громко зарыдал при мысли о гибели, ожидающей город. Когда шествие приблизилось к стенам самого города, то весь Иерусалим был охвачен необычайным волнением. «Кто это?» — спрашивали жители, и приверженцы Христа восторженно отвечали: «Это Иисус, пророк из Назарета Галилейского!»
Христос въехал в Иерусалим на осле, что символизировало его кротость и миролюбие, в сопровождении множества народа. Толпа приветствовала его как мессианского царя.
Торжественная встреча Христа возбудила негодование и страх между фарисеями. Приписывая устройство встречи ученикам Христа, они сказали ему: «Учитель, запрети ученикам твоим!» Христос отвечал: «Если они умолкнут, то камни возопиют».
По обычаю, Христос направился к храму, и там дети, вероятно, из храмового хора, увлеченные общим восторгом, кричали ему: «Осанна * Сыну Давидову!» Фарисеи и книжники обратили его внимание на это, когда он ответил им: «Разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?»
Вспоминая это событие, церковь видит в нем шествие Господа для принесения себя в жертву за грехи мира и приносит Ему хвалу как победителю смерти.
На Руси этот праздник совершался особенно пышно. Крестный ход до обедни. В процессии, кроме обыкновенно носимых икон и крестов, в далекие времена возили на санях огромное дерево, украшенное искусственными плодами и цветами (финиками, изюмом). Затем, взамен дерева, стали использовать вербу. Верующие стали приходить в храм с веточками вербы, так как особенность праздника Входа Господня в Иерусалим составляет освящение финиковых, пальмовых ветвей, а в России — вербовых веток. Отсюда и народное название — Вербное воскресенье.
Возвратясь домой после освящения вербы, легонько стегали ею друг друга, приговаривая: «Не я бью, верба бьет». Это делалось, чтобы человек был здоровым, а ребятишек трогали вербой, чтобы они быстро росли. Того, кто проспит заутреню, стегали посильнее, приговаривая: «Верба хлес — бей до слез!» Освященной вербе приписывалась целебная сила. Поэтому от лихорадки съедали девять почек или сережек, клали вербу в воду, в которой купали больного ребенка. Освященной вербой ударяли скотину при первом выгоне в поле, а чтобы скот не болел, втыкали вербу в дверь хлева. Считалось, что присутствие вербы надежно защищает дом от всякой нечистой силы.
В старину народ изготовлял различные украшения из вербы и цветов, расставлял по улице, а также торговал ими.
Приготовление верующего к ПАСХЕ. От Пасхи зависят даты многих церковных праздников, как предшествующих ей, так и следующих за Пасхой. Предшествуют Пасхе: Мясопустная неделя (девятая перед Пасхой); Масленица, или Сырная неделя (восьмая перед Пасхой).
Далее следует семинедельный Великий пост, последняя неделя его — Страстная седмица.
Страстная неделя. Неделя святая, славная, великоденская, великая, радостная.
Перед Пасхой соблюдают Великий пост — семь пред-пасхальных недель. Страстная неделя — это последняя неделя Великого поста, включающая шесть дней; она начинается в понедельник и завершается в субботу, предшествующую пасхальному воскресенью. Всю эту неделю полагается для верующих особенно строгий пост «ради Страстей Христовых» и для достойной внутренней подготовки к встрече Светлого Христова Воскресения.
В Страстную седмицу все дни называются Великими по причине Великих воспоминаний, совершаемых Церковью. А страсти — это страдания, которые претерпел на кресте Христос за грехи человеческие. Отсюда и неделя, когда он был предан, осужден, возведен на Голгофу, распят и когда воскрес, называется Страстной.
В эти Великие дни перед верующими проходит вся жизнь Христова, все чудеса, сотворенные им на земле, и все его учение: в Великий понедельник православные вспоминают бесплодную смоковницу, иссохшую до корня как образ человека, погибающего в нераскаянии; в Великий вторник — притчи Иисуса Христа о десяти девах, о талантах, о Страшном Суде и др.; в Великую среду вспоминают о женщине, помазавшей Спасителя мирром; в Великий четверток — богослужения посвящены Тайной Вечере.
В четверг Иисус Христос провел со своими учениками последнюю праздничную трапезу — вечерю. Так как Христа преследовали, то вечеря была тайной. Иисус сел с двенадцатью учениками за стол и сказал им: «Очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания; ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием». Взяв чашу и благодарив, сказал: «Примите ее и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие». И, взяв хлеб и благодарив, переломил и подал им, говоря: «Сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание». Также и чашу после вечери, говоря: «Сия чаша есть новый завет в Моей крови, которая за вас проливается». На этой вечере Христос впервые установил для всех христиан, в том числе своих учеников, таинство Евхаристии (Причащения), во время которого под видом хлеба и вина христиане принимают Тело и Кровь Спасителя.
Богослужение этого дня также посвящено молению Спасителя в саду Гефсиманском, куда после тайной вечери Иисус Христос пришел со своими учениками; вспоминается и взятие Спасителя стражей, происшедшее вследствие предательства Иуды, одного из учеников Христа. Иуда привел воинов и священников в сад и предательским поцелуем указал на Иисуса. Тогда Иисус со скорбью спросил его: «Иуда, целованием ли предаешь Сына человеческого?» Так Иуда Искариот выдал своего Учителя, получив за это тридцать сребреников.
В Великую пятницу вспоминаются страдания Иисуса Христа: суд и осуждение Господа, Его распятие, страдание и сама смерть на кресте. На утрене Великой пятницы (совершается обычно вечером в четверг) читаются двенадцать чтений из Четвероевангелия, повествующих о Страстях Христовых. Верующие во время этого богослужения держат в руках зажженные свечь символизирующие величие Спасителя во время страданий, любовь к Нему и духовное бодрствование христианина. В этот день литургии не бывает. Вместо нее утром служатся «Царские часы». А в третьем часу дня совершается вечерня, во время которой присутствующие сопереживают крестную смерть Спасителя, снятие тела Христова со креста и погребение Его.
Великая суббота (или Суббота Покоя). В этот день все служит приготовлением к великому торжеству Воскресения. В канун Пасхи вспоминается пребывание Спасителя телом во гробе и Его сошествие душою в ад. Во время литургии (она соединяется с вечерей) читаются пятнадцать паремий — отрывков из Ветхого завета, пророчеств, возвещающих, .Воскресение Спасителя. Во время литургии Великой субботы священнослужители переоблачаются из темных одеяний в светлые. Начинается ожидание праздника.
Весь день до вечера освящается особая пасхальная снедь: куличи, творожные пасхи и крашеные яички. В двенадцатом часу ночи совершается полунощница, а ровно в полночь при трезвоне колоколов — крестный ход вокруг храма. Начинается Светлая Заутреня, во время которой собравшиеся почтить Воскресение Христово приветствуют друг друга радостными восклицаниями: «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!»
Народные обряды и обычаи. Страстной четверг в народе называли Чистым. Вовсю шла подготовка к Пасхе. Хозяева все мыли, чистили, скребли в избе, а основное в этот день — купание, обливание, умывание, поэтому он и называется Чистым.
Воду надо брать до восхода солнца, до того, пока ворон детей в воде не купал. Поэтому часто девицы и молодцы ровно в полночь, после пения первых петухов, ходили на речку, пока «ворон не обмакнул крыла», умыться или искупаться в холодной воде. Они также верили, будто в полночь с этого дня наступает весна и приносит с собой красоту и здоровье, и ей они пели песню: «Весна, весна красная, приди, весна, к нам с милостью, со тою милостью, с великою благостью». А если-купались дома, принеся воду до первого луча солнца, бросали в воду золото и серебро (монету, колечко) для того, чтобы деньги в доме водились. «Кто в четверг до восхода солнца умоется с серебра и яйца, здоров и чист будет».
И еще одно поверье: достать хотя бы каплю воды с вороненка, тогда всю жизнь будешь здоров и всеведущ.
На заре некоторые проводили окуривание, сжигая можжевельник в избе. Этот обычай как бы избавлял от грехов, а также от болезней.
Готовили в этот день и «четверговую соль» (пережигали соль в печах или просто ставили хлеб и соль на стол в ночь под четверг). Эта соль употреблялась в домашнем лечении как лекарство для людей и скота от многих болезней.
Выносилось мыло на улицу на ночь, это мыло делало лицо особо чистым и здоровым.
Объезжали избу на помеле, чтобы никто не видел, тогда целый год в доме будет добро.
И еще готовили различные кушанья: варили щи, лапшу, каши, пекли пироги для званых гостей, красили к Пасхе яйца, варили брагу, пиво, мед. «Для праздника Христова не грех выпить чарочку простова».
Веря в великую силу Великого четверга, люди в этот день соблюдали такие обычаи: «В Великий четверток парят кринки можжевелом, чтоб был хороший верх (сливки)», «В Великий четверток стегают скот вереском, чтоб не лягался», «Калят (жгут, пекут) соль с квасной гущей; четверговая соль целебная», «В чистый четверток золу выносят в курятник, чтобы куры неслись», «Печная зола со страстного четверга, пятницы и субботы охраняет капусту от червя», считали, «Кто в Великий четверток легко и рано встает, встает рано во весь год».
Были на этот день и приметы: «В Великий четверток мороз, так и под кустом овес»1 тогда приговаривали: «Мороз, мороз, не бей наш овес!» «Какова погода в чистый четверток, такова и в Вознесение». «Если в Велккий четверток холодно, то весна холодна до седьмой недели; если дождь — то мокрая». «Коли в чистый четверток горящие свечи донесены от стояния домой, то будет урожай яровой пшеницы». «В Великий четверток полнолуние — весной большая вода», а «На Святой гром — к урожаю».
Страстная неделя — последняя неделя Великого поста.
В дни поста христианам рекомендовалось не только воздерживаться от скоромной пищи, но предписывалось избегать развлечений и праздного времяпровождения, необходимо было посвящать себя молитве, участию в богослужениях, чтению Священного Писания и творений святых отцов; а также, по мере сил и возможностей, — делам благотворительности и милосердия.
Суть Великого поста выражена в церковных песнопениях из Постной Триоды: «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть злых дел отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, отлучение похотей, оглаголания (оговоров), лжи и клятвопреступления; сих оскудение есть. Пост истинный и благоприятный».
Осанна — торжественное или молитвенное восклицание, означает «помоги» или «дай счастье».
Бондаренко Э.О. - Праздники Христианской Руси.