По церковному преданию, Богородица пережила своего Сына на 10 лет и умерла около 40-го года в Иерусалиме. Она была извещена архангелом Гавриилом о своей смерти за три дня и приготовилась к ней. К этому дню чудесным образом в Иерусалим явились все апостолы, кроме Фомы.
Апостолы погребли Богородицу в Гефсимании, где были похоронены ее родители и праведный Иосиф. На третий день после погребения прибыл апостол Фома и пожелал видеть Ее тело, но когда открыли гроб, то там не оказалось Пречистой, а нашли лишь погребальные пелены. Это пребывание Матери Божией в гробе и вознесение Ее с телом на небо и именуется Церковью Успением. «Дивное вознесение Пресвятой Девы с телом на небеса» придает празднику Успения светлый, радостный характер.
Первая Пречистая, первая Госпожа, госпожинки. Этот праздник слывет у народа Успенщиною — дожинки, обжинки, оспожинки. В этот день во многих местах в церковь приносили семена и колосья разных хлебов для благословения и освящения, а на поле оставляли небольшую горсть несрезанных колосьев, перевязывали их лентой — «завивали бороду» и приговаривали: «Дай Бог, чтобы на другое лето был хороший урожай!»
Успение — окончание жатвы, складчины, братское пиво, на мирскую складку варили пиво, убивали барана, пекли пироги и созывали родных и соседей на пир пировать. С Успения солнце «засыпается». «Молодое бабье лето начинается, а солнце засыпается»! До Успения пахать — лишнюю копну нажать. Озимь сей за три дня до Успения и три дня после Успения. «До Петрова дни взорать, до Ильина — заборонить, до Спаса — посеять».
На Успение солили огурцы, а на Сергия (8 октября) — капусту рубили. Начало молодого бабьего лета до 11 сентября, а если погода хорошая, то старое бабье лето с 13—21 сентября — ждали ненастным.
Празднуется 28 августа (15 августа по старому стилю).
Успение Божьей Матери — двунадесятый богородичный праздник, он восходит к древнейшим временам христианства. В IV веке он являлся уже повсеместным. По самому древнему и общепринятому преданию церкви, событие это представляется в таком виде: после вознесения на небо Христа Пресвятая Дева, оставаясь, согласно завещанию сына, на попечении святого Иоанна, постоянно пребывала в подвиге поста и молитвы и в желании созерцать Сына, сидящего одесную Бога Отца.
Церковное предание рисует кончину Матери Божьей таким образом: день кончины Ее был открыт Ей от Господа, она была извещена архангелом Гавриилом за три дня и приготовилась к смерти. К этому дню чудесным образом явились все апостолы в Иерусалим, кроме Фомы. Ранее апостолы были рассеяны для проповеди по всему миру. Теперь, собравшись, они стали свидетелями мирной кончины Божьей Матери, когда Ее душу, отрешившуюся от тела, принял Господь.
Апостолы на своих плечах несли тело Пресвятой Богородицы для погребения. Узнав о погребении Пресвятой Богородицы, евреи хотели оскорбить тело Ее. Один из них, священник Аффоний, забежав вперед шествия, ухватил обеими руками одр, на котором несли тело Пресвятой Богородицы, и хотел было опрокинуть его на землю. Ангел невидимо отсек ему кисти рук. Аффоний раскаялся, уверовал в Христа и тотчас же был исцелен апостолами.
С зажженными светильниками, с пением псалмов апостолы погребли Богородицу. Согласно воле Пресвятой Девы, тело Ее было погребено близ Иерусалима, в Гефсимании, между гробами Ее родителей и обручника. На третий день, когда не бывший при кончине Богоматери апостол Фома пришел ко гробу, то «Тело Ея уже не было в гробнице».
Господь, воскресший на третий день, воскресил на третий день и приснодеву Марию. Вечером того же дня Богородица явилась апостолам в воздухе, окруженная множеством ангелов, и сказала им: «Радуйтесь! Я всегда с вами». Церковь всегда веровала, что тело Богородицы было взято на небо.
Всеобщее празднование этого дня 28 августа (15 августа) установлено при императоре Маврикии с 582 года. К празднованию его верущие приготовляются двухнедельным постом, который называется Успенским и продолжается с 14 августа по 28 августа. В праздник Успения церковь прославляет Богоматерь, которая ныне, как царица, предстала одесную Сына и, приняв под свое покровительство род человеческий, ходатайствует за него к благосердию Владыки. Вместе с Успением Богоматери церковь учит нас, что смерть не есть уничтожение нашего бытия, а только переход от земли на небо, от тленья и разрушения к вечному бессмертию.
В этот день во многих местах народ приносил в церковь колосья разных хлебов и семена для благословления и освящения. А для себя устраивали праздник, обычно в складчину, для этого варили пиво, пекли пироги, накрывали столы и большими компаниями отмечали Успенщину.