Быстрый переход

Макаров

Оцените материал
(2 голосов)
МАКАРОВ Степан Осипович — вице-адмирал, флотоводец и ученый. Окончил Морское училище. Впервые в русском флоте применил самодвижущуюся мину-торпеду. С 1890 г. младший флагман Балтийского флота; с 1894 г. командующий эскадрой Средиземного моря. Предложил построить ледокол («Ермак») и совершил на нем арктические плавания. С 1899 г. главный командир Кронштадтского порта. В начале русско-японской войны 1904—1905 гг. командовал Тихоокеанской эскадрой. Автор свыше 50 научных работ по различным отраслям военно-морского дела и океанологии.

АМЕЧАНИЯ С. О. МАКАРОВА ПО ПОВОДУ ПРОЕКТА ПОЛОЖЕНИЯ О МОРСКИХ ПРИЗАХ

28 сентября 1890 г.
Определяемое морским призовым правом денежное вознаграждение военных  чинов  за  совершаемые ими военные заслуги не подходит к духу русского воинства.
Призовое право занесено к нам с Запада, но корень его не соответствует почве.
Каждый военнослужащий во время войны призван, чтобы по мере своих сил бить неприятеля всеми зависящими от него средствами. Если деятельность его и его подчиненных будет признана достойной поощрения, то начальство найдет, каким образом вознаградить отличившихся, но никто из военнослужащих в своих собственных соображениях не должен руководствоваться никакими денежными расчетами.
Русский воин идет на службу не из-за денег, он смотрит на войну как на исполнение своего священного долга, к которому он призван судьбой, и не ждет денежных наград за свою службу. Отучать его от этих правил — значит подкапывать тот принцип, на котором зиждется вся доблесть русского солдата.
Я всегда смотрел на дело таким образом, и в минувшую войну (русско-турецкая война 1877—1878 гг.— Ред.) я захватил под неприятельским берегом 9 парусных судов, но, чтобы не вносить в среду служивших под моим начальством деморализующих разговоров о денежном вознаграждении, я все 9 судов уничтожил под неприятельским берегом, хотя не было никакого затруднения привести их в русский порт. Мои действия должны были произвести впечатление на турецких каботажных моряков и затруднить перевозку грузов между турецкими портами. Этих результатов я достигал гораздо больше, сжигая корабли в виду турок, нежели отводя их к русскому берегу для получения призовых денег.
Я считаю, что от призовых денег командиры судов не будут ни храбрее, ни искуснее, ни предприимчивее. Тот, на кого в военное время могут влиять деньги, не достоин чести носить морской мундир. Что же касается судовых команд, то можно ручаться, что они всегда пойдут за своими начальниками, а где нужно, то безропотно встретят смерть. Соразмерять заслуги этих людей дробными расчетами рублей и копеек неправильно и даже оскорбительно.
Вследствие всего вышесказанного я нахожу, что право на денежное призовое вознаграждение военнослужащих, как несовместимое с доблестью, присущей русскому воинству, следует отменить...

 

ЦГАВМФ, ф. 17, on. 1, д. 96, л. 2—3

ПРИКАЗ С. О. МАКАРОВА ПО ЭСКАДРЕ О БОРЬБЕ С ПРОСТУДНЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ

3 мая 1898 г.
Прошу обратить внимание на большое заболевание простудными формами и принять все меры, чтобы люди, ходящие на вооружение, были одеты соответственно погоде и чтобы без нужды людей не ставить в такие условия, при которых они легко простужаются. Сбережение здоровья нижних чинов есть важнейший долг не одних командиров, но и всех офицеров, и каждый в кругу своих обязанностей должен принимать все меры к тому, чтобы сохранить здоровье порученных ему людей.

 

ЦГАВМФ, ф. 417, д. 18329, л. 332об.

ПРИКАЗ С. О. МАКАРОВА ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА ЛИЧНОГО СОСТАВА ЭСКАДРЫ

23 мая 1898 г.
Придавая особо важное значение бодрому духу в командах и ловкости нижних чинов, прошу принять в этом отношении все возможные меры. Желал бы чтобы на судах были заведены хоры песенников, а если возможно, и балалаечников, а также отобраны танцоры.
Необходимо вводить игры, развивающие ловкость, как, например, старая и теперь забытая ыра в рыбку, с концом, поданным сверху на самой просторной части палубы, так чтобы люди могли подступать со всех сторон. Дело это надо устроить, заведя необходимую принадлежность, и игру эту надо поощрять.

 

ЦГАВМФ, ф. 17, on. 1, д. 180, л. 42

ПИСЬМО С. О. МАКАРОВА Ф. К. АВЕЛАНУ С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ СОЗДАТЬ КОМИССИЮ ПО ВЫРАБОТКЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ УЛУЧШЕНИИ НА КОРАБЛЯХ БЫТОВЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ МАТРОСОВ

19 октября 1900 г.
...При осмотре мной крейсера «Громобой» я был поражен отсутствием всяких удобств для жизни матросов на наших новых судах. Офицеры помещены роскошно, нижние же чины живут в различных коридорах, казематах и других помещениях, случайно оставшихся не занятыми под машины и пушки. В этих местах для удобства нижнего чина ровно ничего не сделано, и по всему судну имеются лишь низкие рундуки для сиденья длиной 264 фут. На этих рундуках может поместиться вплотную один к другому 130 человек, а команды на судне 800. Если спустить висячие столы и поставить скамейки, то это загородит проход, и, кроме того, сиденье за подвесными столами очень неудобно.
Также я был поражен тем обстоятельством, что в казематах для 6-дюймовых орудий не имеется ни стеклянных рам в портах, ни иллюминаторов.
Стеклянные рамы не могут дать света, потому что орудийный щит закрывает их совершенно, но нет никаких причин, почему в верхней палубе не проделано по два или по три иллюминатора для каждого каземата, и, таким образом, казематы совершенно лишены света, которого они из-за орудийных щитов не будут иметь и при открытых портах.
Во время нашего продолжительного плавания видели множество иностранных кораблей. В помещении их так удобно обставлена жизнь матросов...
Какая огромная разница между удобствами помещения команды на судах, которые строились 15 лет тому назад, и теперь. Между тем люди с тех пор стали более развитыми и, следовательно, нуждаются в комфорте не менее, чем прежде...
Вполне уверен, что можно, не по-пускаясь боевыми качествами судна, достичь в них удобного устройства для жизни нижних чинов. Теперь, когда значительная часть команды почти всю свою службу проводит на кораблях, удобства нижнего чина насущно необходимы...

 

ЦГАВМФ, ф. 417, д. 21285, л. 1—2

ПРИКАЗ С. О. МАКАРОВА ОБ УЛУЧШЕННОМ СПОСОБЕ ВАРКИ ЩЕЙ

1 мая 1901 г.
...Отсутствие офицерского надзора ведет также к дурному качеству приготовляемой пищи. По случайности у одного кока щи получались хорошие, у другого дурные. Коков подвергали взысканиям, но тут нужно не взыскание, а наука. Нельзя требовать от человека, чтобы он знал то, чему его не учили, и трудно рассчитывать, что офицер покажет коку, как готовить пищу, если он сам этого не знает.
В Черноморском флоте хорошие коки встречаются чаще, и черноморские щи всегда славились своим прекрасным вкусом. Еще пять лет тому назад  назначенная   мной комиссия под председательством флагманского врача Кнорре изучала черноморский способ варки щей, и с тех пор во многих командах он введен...
При сем присовокупляю, что настоящим приказом устанавливается лишь способ приготовления щей, а не раскладка количества продуктов, которая зависит от имеемых средств и хозяйственных соображений.
Всем, участвовавшим в разработке вопроса о варке командных щей, и в особенности доктору Новикову, объявляю мою сердечную благодарность.

 

ЦГАВМФ, ф. 417, д. 21370, л. 5—7.

ПРИКАЗ С. О. МАКАРОВА О ПРИНЯТИИ НЕОБХОДИМЫХ МЕР ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ С МАТРОСАМИ

21 июля 1902 г.
За последнее время произошло несколько смертных случаев с нижними чинами вследствие различных причин. Так, два матроса с вельбота начальствующих лиц, шедшего на буксире портового судна «Ижора», утонули вследствие того, что вельбот опрокинулся. На крейсере 1 ранга «Пал-лада» утонул матрос, упавший с плота при окраске приподнятой шестерки. На эскадренном броненосце «Ретвизан» убились два человека, работавшие на подвесках во время пребывания в доке. При этом лопнул конец, которым держалась подвеска, и, кроме двух убитых, двое других получили тяжкие ушибы. На крейсере 1 ранга «Светлана» утонул человек вследствие того, что у борта крейсера затонула баржа с углем. На броненосце береговой обороны «Чародейка» мотылем придавило человека, который также умер.
Все эти случаи заставляют меня обратить внимание командиров судов на тщательный надзор за тем, чтобы принимались необходимые меры предосторожности. Командиры обязаны внушить своим подчиненным, что нравственный и служебный долг каждого офицера неусыпно следить, чтобы при работах принимались необходимые предосторожности, дабы уменьшить число несчастных случаев, имеющих иногда печальный исход. Каждый, даже мелкий случай, не ведущий к тяжелым последствиям и потому не доходящий до сведения начальства, не должен оставаться без расследования, дабы кому следует было сделано необходимое внушение.

 

ЦГАВМФ, коллекция приказов, д. 1441, л. 245

ЗАПИСКА С. О. МАКАРОВА О НЕДОСТАТКАХ В БОЕВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА, ПРИНЦИПАХ КОМПЛЕКТОВАНИЯ ФЛОТА ЛИЧНЫМ СОСТАВОМ И ЕГО ОБУЧЕНИЯ В СВЯЗИ С ПРОЕКТОМ 20-ЛЕТНЕЙ ПРОГРАММЫ СУДОСТРОЕНИЯ

16 января 1903 г.
...Балтийский флот назначается для военных действий в Балтийском море, и когда будет объявлена война, то флоту придется исполнять некоторые стратегические задания.
В той организации, в какой он находится теперь, он никаких стратегических задач исполнить не может, ибо для исполнения всякой задачи требуется прежде всего единоначалие, а такового в Балтийском плавающем флоте, безусловно, не существует. Каждый отряд работает независимо для своей специальной цели, и общей связи между плавающими в Балтийском море судами не имеется.
Если начнется война, то нужно прежде всего переформировать весь Балтийский флот и дать ему некоторое хотя время свыкнуться с новой организацией. Без такой предосторожности флот не будет представлять из себя ничего дельного, и даже исполнение простых задач будет делом чрезвычайно трудным.
Рассмотрим, в какой степени возможно образовать из Балтийского флота боевую эскадру с специальным назначением быть в полной готовности для боя, и чтобы вместе с тем не остановилось подготовление специалистов.
Для этой цели надо уменьшить до минимума все учебные отряды...
Нашу молодежь легко заставить работать, надо только, чтобы они видели, что результаты их работ приносят пользу. Но если приходится делать такую съемку, результаты которой потом сотрут за ненадобностью, то самый серьезный человек отнесется к такой работе без должного внимания.
Кадеты 1 и 2 роты могут быть расписаны по боевым  судам эскадры.
Чем раньше молодой человек увидит действительную службу, тем лучше.
Корпусные суда специально приспособлены для учебных целей, и служба на них по необходимости до некоторой степени отклоняется от службы боевых судов. Молодому человеку, желающему быть полезным офицером, необходимо показывать настоящие боевые суда, а не специально учебные. Надо, чтобы он с юных лет привыкал к действительной службе и участвовал бы в работе по подготовлению судов к бою. На боевом судне он приобретет больше полезных познаний, чем на судне учебном. И перед глазами в течение лета он будет видеть не педагогов, в руках которых он находится целую зиму, а людей, работающих по подготовке флота к бою...
При распределении новобранцев часть их идет в специальные школы, а часть в школы строевых квартирмейстеров. Первые из них строевыми унтер-офицерами не будут, тогда как вторые все будут строевыми квартирмейстерами и будут начальниками над остальными, которые останутся в звании рядовых.
Для пользы службы надо, чтобы производство в квартирмейстеры делалось за службу, а не за науку, тогда как при теперешней организации в унтер-офицеры производят за науку. Принцип совершенно неверный и в служебном отношении вредный. Кроме того, унтер-офицер учится на одном судне, а поступает унтер-офицером на другое, которое он совершенно не знает. По этой причине в первое же время он не может иметь должного авторитета между рядовыми, что точно так же вредно в служебном отношении...

 

ЦГАВМФ, ф. 17, оп. 2, д. 83, л. 1—26.

ПРИКАЗ С. О. МАКАРОВА О НАЛОЖЕНИИ ВЗЫСКАНИЯ НА ОФИЦЕРА ЗА САМОУПРАВСТВО ПО ОТНОШЕНИЮ К РАБОЧЕМУ

22 марта 1903 г.
На одном из судов, изготовляемых портом к плаванию, обнаружен случай самоуправства офицера по отношению вольнонаемного мастерового.
Сделав распоряжение о взыскании с виновного, я одновременно ставлю в известность, что не могу допустить повторения подобных незаконных действий, ввиду чего впредь буду относиться ко всем подобным случаям с надлежащей строгостью.

 

ЦГАВМФ, коллекция приказов, д. 1439, л. 84

ПРИКАЗ С. О. МАКАРОВА ОБ ОЗНАМЕНОВАНИИ 50-ЛЕТИЯ СИНОПСКОГО БОЯ

17 ноября 1903
В дополнение приказа моего... предписываю 18 ноября, в день 50-летия Синопской победы, в учебных заведениях морского ведомства в Кронштадте, а также во всех экипажах, отрядах, командах и школах занятий не производить и на работы нижних чинов не высылать. Утром во всех командах объяснить значение и подробности Синопского боя.

 

ЦГАВМФ, коллекция приказов, д. 1437
О долге и чести воинской в российской армии: Собрание материалов, 0-11 документов и статей / Сост. Ю.А. Галушко, А.А. Колесников; Под ред. В.Н. Лобова.— 2-е изд. М.: Воениздат, 1991.— 368 с: ил.
Макет и оформление книги художника Н.Т. Катеруши.
Фотосъемка экспонатов Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи специально для этой книги выполнена Д.П. Гетманенко.
Другие материалы в этой категории: « Шнеур Скобелев »