ПО ВОПРОСУ ОБ ОФИЦЕРСКИХ ЗАНЯТИЯХ
Целесообразно поставленные занятия, при наличии опытных руководителей, способствуя повышению образовательного уровня, имеют при том и чисто воспитательное значение,— развивая самодеятельность, находчивость и способность при-нимать решения при самых неожиданных положениях...
Ни одна область сложного механизма не испытывает такого быстрого роста, как область ратного дела. Каждый новый год в военном деле обогащается новыми средствами: совершенствуется оружие, видоизменяется техника, повышаются требования и усложняются задачи...
Если раньше все достоинства офицера воплощались в понятии храбрости, то в настоящее время одного этого качества уже недостаточно. Теперь храбрость, при неуклонном порыве вперед, должна быть неотъемлемым свойством каждого нижнего чина, да и от него требуется понимание маневра своего.
От офицера же помимо храбрости требуется еще и уменье.
Государство, чуткое к нуждам и личным интересам своей армии, вправе потребовать от нее высокого проявления мужества, исполнения своего долга, а от командного элемента еще понимания исторических задач и полного сознания обстановки...
Армия — вечный часовой, который никогда не покидает своего поста. Постоянная бдительность и совершенствование на славу Великой Родины — вот ее обязанности; безопасность, величие и слава Отечества — вот ее права!..
При том громадном значении, которое принадлежит умению, весьма естественны требования, предъявляемые к офицеру в смысле постоянного совершенствования. «Только в могиле отдых» — вот лозунг военнослужащих.
Училище только подготовляет офицера к дальнейшей работе, указывая ему курс, которого следует держаться...
Если не изменяются основные начала военного дела, то меняется и совершенствуется техника, а следовательно, и приложение этих начал тоже неминуемо подвергается колебанию.
Вечная, неутомимая работа, постоянная готовность ответить на вопросы времени — вот центр стремлений современного офицера. «Непрерывное образование себя науками с помощью чтения», постоянный учет приемов и средств своих, а пуще всего соседей — вот данные, при которых опасное «немогузнайство», а с ним и громадная ответственность пред Родиной — не будут иметь места.
Одного знания устава теперь далеко недостаточно; помимо того, что жизнь и действительность обгоняет его, следует не забывать, что «в уставах порядки писаны, а времен и случаев нет»...
...Постоянная теоретическая подготовка, постоянное пребывание в курсе дела, доведенная до обязанностей находчивость при бесконечно разнообразных положениях — вот пути, по которым неуклонно «следовать надлежит» каждому, кто имеет честь носить военный мундир...
Знание уставов есть неотъемлемая принадлежность каждого офицера. Уставы очерчивают наши права, наши обязанности. Усвоение этих прав и обязанностей совершенно не должно идти в ущерб времени, отводимому для офицерских занятий. Здесь должна совершаться работа другого характера: работа мысли, работа творчества и уменья разбираться в самых сложных деталях обстановки...
Современные сражения раскинулись на сотни верст. Никакие уставы, как бы они совершенны не были, не могут предвидеть тех разнообразных положений, в которых может очутиться каждая часть.
Каждое дело, как бы оно мелко ни было, всегда носит отпечаток индивидуальности, и как бы ни были разнообразны решения, но, если они отвечают духу обстановки и принципам военного искусства, они всегда приводят к единому результату.
Ясно, что прогресс военного дела теперь требует от начальников всех степеней не только уменья выполнять уставные требования, но и знания тактики, знания современных приемов.
Постигать тайну этих приемов на опыте поздно и опасно. Если наука мирного времени требует только желания и часов, то в военное время она уже вызывает жертвы. Нет ничего бессмысленнее бесцельно утраченной жизни!
Победа покупается не числом жертв, а сознанием идти в бой «не для борьбы, а только для победы»...
Современный бой построен на самодеятельности частных начальников. Недаром минувшую кампанию называют войной капитанов, а тактику настоящего — тактикой директив и разумной инициативы. Отсюда ясно, насколько приобретает значение ориентировка всех начальников от мала до велика в основной идее операции.
Теперь для того, чтобы каждый понимал свой маневр, недостаточно распределить роли и поставить задачи каждому. Обстановка на войне капризна: «его величество — случай» — неуловим...
Может статься, что поставленная час тому назад задача окажется несоответствующей; может статься, что целый ряд данных потребует иного выполнения, от которого выиграет общая цель, решится участь боя...
В силу высказанных условий теперь от офицера требуется, при безусловном понимании своих обязанностей, «смотреть дальше своей роты и батальона»...
Независимо от тактических занятий средствами для научной подготовки и ознакомления с вопросами военного характера офицеров (предусмотренными наставлением 1909 г.) являются лекции, беседы и сообщения...
Одному человеку при современном движении военной литературы уследить за всем трудно.
Такой прием, вызывая живой обмен, дает возможность прийти к правильным выводам, устраняет односторонность, выясняет ошибки и создает действительный интерес.
Таким образом, все вопросы воспитания, стрелкового дела, боевой подготовки, разведки и проч. и проч.
получат должное освещение и, помимо личного совершенствования, принесут громадную пользу в деле практического приложения...
Неудержимое стремление во всем вперед и постоянная готовность — вот единственно надежный щит вечно бодрствующей неожиданности!
Макет и оформление книги художника Н.Т. Катеруши.
Фотосъемка экспонатов Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи специально для этой книги выполнена Д.П. Гетманенко.