Быстрый переход

Мариюшкин

Оцените материал
(2 голосов)
Одним из наиболее действительных приемов теоретической подготовки командного элемента армии являются, как известно, офицерские занятия.
Целесообразно поставленные занятия, при наличии опытных руководителей, способствуя повышению образовательного уровня, имеют при том и чисто воспитательное значение,— развивая самодеятельность, находчивость и способность при-нимать решения при самых неожиданных положениях...

ПО ВОПРОСУ ОБ ОФИЦЕРСКИХ ЗАНЯТИЯХ

А пуще всего не забывайте дела ратного, дабы не уготовать себе судьбы Империи Византийской
Император Петр I
Одним из наиболее действительных приемов теоретической подготовки командного элемента армии являются, как известно, офицерские занятия.
Целесообразно поставленные занятия, при наличии опытных руководителей, способствуя повышению образовательного уровня, имеют при том и чисто воспитательное значение,— развивая самодеятельность, находчивость и способность при-нимать решения при самых неожиданных положениях...
Ни одна область сложного механизма не испытывает такого быстрого роста, как область ратного дела. Каждый новый год в военном деле обогащается новыми средствами: совершенствуется оружие, видоизменяется техника, повышаются требования и усложняются задачи...
Если раньше все достоинства офицера воплощались в понятии храбрости, то в настоящее время одного этого качества уже недостаточно. Теперь храбрость, при неуклонном порыве вперед, должна быть неотъемлемым свойством каждого нижнего чина, да и от него требуется понимание маневра своего.
От офицера же помимо храбрости требуется еще и уменье.
Государство, чуткое к нуждам и личным интересам своей армии, вправе потребовать от нее высокого проявления   мужества, исполнения своего долга, а от командного элемента еще понимания исторических задач и полного сознания обстановки...
Армия — вечный часовой, который никогда не покидает своего поста. Постоянная бдительность и совершенствование на славу Великой Родины — вот ее обязанности; безопасность, величие и слава Отечества — вот ее права!..
При том громадном значении, которое принадлежит умению, весьма естественны требования, предъявляемые к офицеру в смысле постоянного совершенствования. «Только в могиле отдых» — вот лозунг военнослужащих.
Училище только подготовляет офицера к дальнейшей работе, указывая ему курс, которого следует держаться...
Если не изменяются основные начала военного дела, то меняется и совершенствуется техника, а следовательно, и приложение этих начал тоже неминуемо подвергается колебанию.
Вечная, неутомимая работа, постоянная готовность ответить на вопросы времени — вот центр стремлений современного офицера. «Непрерывное образование себя науками с помощью чтения», постоянный учет приемов и средств своих, а пуще всего соседей — вот данные, при которых  опасное «немогузнайство», а с ним и громадная ответственность пред Родиной — не будут иметь места.
Одного знания устава теперь далеко недостаточно; помимо того, что жизнь и действительность обгоняет его, следует не забывать, что «в уставах порядки писаны, а времен и случаев нет»...
...Постоянная теоретическая подготовка, постоянное пребывание в курсе дела, доведенная до обязанностей находчивость при бесконечно разнообразных положениях — вот пути, по которым неуклонно «следовать надлежит» каждому, кто имеет честь носить военный мундир...
Знание уставов есть неотъемлемая принадлежность каждого офицера. Уставы очерчивают наши права, наши обязанности. Усвоение этих прав и обязанностей совершенно не должно идти в ущерб времени, отводимому для офицерских занятий. Здесь должна совершаться работа другого характера: работа мысли, работа творчества и уменья разбираться в самых сложных деталях обстановки...
Современные сражения раскинулись на сотни верст. Никакие уставы, как бы они совершенны не были, не могут предвидеть тех разнообразных положений, в которых может очутиться каждая часть.
Каждое дело, как бы оно мелко ни было, всегда носит отпечаток индивидуальности, и как бы ни были разнообразны решения, но, если они отвечают духу обстановки и принципам военного искусства, они всегда приводят к единому результату.
Ясно, что прогресс военного дела теперь требует от начальников всех степеней не только уменья выполнять уставные требования, но и знания тактики, знания современных приемов.
Постигать тайну этих приемов на опыте поздно и опасно. Если наука    мирного    времени требует только желания и часов, то в военное время она уже вызывает жертвы. Нет ничего бессмысленнее бесцельно утраченной жизни!
Победа покупается не числом жертв, а сознанием идти в бой «не для борьбы, а только для победы»...
Современный бой построен на самодеятельности частных начальников. Недаром минувшую кампанию называют войной капитанов, а тактику настоящего — тактикой директив и разумной инициативы. Отсюда ясно, насколько приобретает значение ориентировка всех начальников от мала до велика в основной идее операции.
Теперь для того, чтобы каждый понимал свой маневр, недостаточно распределить роли и поставить задачи каждому. Обстановка на войне капризна: «его величество — случай» — неуловим...
Может статься, что поставленная час тому назад задача окажется несоответствующей; может статься, что целый ряд данных потребует иного выполнения, от которого выиграет общая цель, решится участь боя...
В силу высказанных условий теперь от офицера требуется, при безусловном понимании своих обязанностей, «смотреть дальше своей роты и батальона»...
Независимо от тактических занятий средствами для научной подготовки и ознакомления с вопросами военного характера офицеров (предусмотренными наставлением 1909 г.) являются лекции, беседы и сообщения...
Одному человеку при современном движении военной литературы уследить за всем трудно.
Гораздо планомерней распределить вопросы по группам, чередуя их время от времени. Каждая группа в 5—7 человек следит за вопросами своей специальности и через некоторый промежуток делает отчет собранию в виде сообщения, которое обязательно должно носить полемический характер.
Такой прием, вызывая живой обмен, дает возможность прийти к правильным выводам, устраняет односторонность, выясняет ошибки и  создает действительный интерес.
Таким образом, все вопросы воспитания, стрелкового дела, боевой подготовки, разведки и проч. и проч.
получат должное освещение и, помимо личного совершенствования, принесут громадную пользу в деле практического приложения...
Неудержимое стремление во всем вперед и постоянная готовность — вот единственно надежный щит вечно бодрствующей неожиданности!

 

«Офицерская жизнь», № 11 (311). Варшава, 1912
О долге и чести воинской в российской армии: Собрание материалов, 0-11 документов и статей / Сост. Ю.А. Галушко, А.А. Колесников; Под ред. В.Н. Лобова.— 2-е изд. М.: Воениздат, 1991.— 368 с: ил.
Макет и оформление книги художника Н.Т. Катеруши.
Фотосъемка экспонатов Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи специально для этой книги выполнена Д.П. Гетманенко.
Другие материалы в этой категории: « Грулев Дмитревский »