Торговля
На севере страны центрами хлебной торговли были Вологда, Устюг Великий. Лен и пенька продавались главным образом в Новгороде, Пскове, Тихвине, Смоленске; кожи, мясо, сало- в Казани, Вологде, Ярославле; соль шла из Соликамска. Крупные пушные торги были в Сольвычегодске, на Макарьевской и Ирбитской ярмарках. Последние, наряду с Архангельской и Свенской ярмарками (недалеко от Брянска), приобрели в XVII в. всероссийское значение. Железные вещи продавались в Туле, Устюжне Железопольской, Тихвине. Таможенный устав 1653 г., заменивший мелкие сборы единой пошлиной в 5% вырученных продавцом и 2,5% уплаченных покупателем денег, облегчал развитие внутренней торговли.
Начало нового периода русской истории
В. И. Ленин противопоставлял «средним векам», «эпохе московского царства» с характерными для него «живыми следами прежней автономии» новый период русской истории (примерно с XVII в.), который характеризовался «действительно фактическим слиянием всех...областей, земель и княжеств в одно целое. Слияние это вызвано было... усиливающимся обменом между областями, постепенно растущим товарным обращением, концентрированием небольших местных рынков в один всероссийский рынок. Так как руководителями и хозяевами этого процесса были капиталисты-купцы, то создание этих национальных связей было не чем иным, как созданием связей буржуазных»1.
Таким образом, новый период русской истории только начинается примерно с XVII в., а завершается он в пореформенное время, после отмены крепостного права. В. И. Ленин подчеркнул: «Степень развития внутреннего рынка есть степень развития капитализма в стране. Ставить вопрос о пределах внутреннего рынка отдельно от вопроса о степени развития капитализма (как делают экономисты-народники) неправильно»2. Поэтому если бы в XVII в. существовал общенациональный рынок, то значило бы, что в России того времени существовал капитализм. В действительности, в XVII в. в России торжествовало и развивалось крепостничество, а процесс формирования буржуазных отношений лишь начинался.
Купечество и формирование буржуазных связей Очень важно положение В. И. Ленина о том, что «руководителями и хозяевами этого процесса были капиталисты-купцы». Именно в развитии торговли и купечества видел Ленин зародыш новых буржуазных связей. Но развитие купечества сильно тормозилось отсутствием выходов к морям, засилием иностранного торгового капитала в стране. Английский, Французский, голландский торговый капитал стремился захватить внутренние рынки России. Правительство, нуждаясь в деньгах, продавало за большие суммы право монопольной торговли иностранным компаниям на внутренних рынках России. С английской стороны эту торговлю вела та же самая Ост-Индская компания, которая закабалила Индию. Вывоз товаров из России и ввоз в нее сосредоточился в руках сначала английских, а потом голландских купцов. До 100 кораблей в год приходило в Архангельск. Они привозили сукна, шелка, бумагу, металлы, стекло, вина, драгоценности, и вывозили лес, кожи, мясо, икру, пеньку, лен, воск, щетину, холсты, смолу, деготь, сало и другие продукты сельского хозяйства и промыслов. Хлеб за границу почти не вывозили.
По Волге шли товары из стран Востока, откуда везли шелка, драгоценности, ковры, шерсть; вывозили туда продукты русского ремесла, а также поступавшие в Россию западноевропейские товары.
Русское купечество настойчиво требовало от правительства защиты от произвола со стороны иностранных купцов. В 1667 г. был принят составленный А. Л. Ордин-Нащокиным новый торговый устав, согласно которому иностранным купцам запрещалось вести розничную торговлю в пределах Российского государства. Но помимо иностранных купцов русским торговым людям в не меньшей мере мешала государева казна, бесцеремонно забиравшая их капитал и заставлявшая богатых торговых людей отвечать своими средствами за выполнение принудительно поручаемых государством обязанностей по поставке различных продуктов и материалов. Многие выгодные для торговли товары правительство отбирало в казну и торговлю ими делало своей монополией. Для обеспечения государственных служб правительство объединило купцов в корпорации «гостей», в «гостинную сотню» и «суконную сотню». «Гости» имели особые привилегии - право ездить за границу и иметь вотчины, судиться в приказе Большой казны, а не у местных правителей. Члены других корпораций права ездить за границу не имели, но земли приобретать могли. В XVII в. крупное купечество, как и прежде, сближалось с феодалами, хотя владело большими капиталами - по 100 и более тысяч рублей. Тем не менее купцы охотно приобретали земли и промысловые угодья, видя в них наиболее надежную основу своего благополучия, — таково было воздействие господствующего и укрепляющегося крепостничества на возникавшие раннебуржуазные по своей природе элементы.
Города
В XVII в. на основе роста торговли и товарного производства русские города становятся более развитыми, чем прежде. В России считалось тогда уже 226 городов, без Украины и Сибири, но сохранялось резкое различие между немногими крупными и большинством небольших городов. Сосредоточение массы людей в столице- Москве, намного превосходившей все остальные, даже большие по тем временам города, было порождено не только ростом торговли и ремесла, но и разрастанием правительственного аппарата и обслуживающего его населения, равно как и ростом владений светских и духовных феодалов. Такое выделение столичного города от массы остальных городов характерно для всей феодальной эпохи, оно особенно усиливается в период позднего феодализма.
В Москве жило около 200 тыс. населения. Небольшая группа городов насчитывала население в несколько десятков тысяч человек (Ярославль, Новгород, Кострома, Вологда,
Псков и др.). Значительными центрами стали северные города — Тотьма. Устюг Великий и др. В большинстве городов посадского населения было сравнительно немного. Города на окраинах представляли собой преимущественно крепости, населенные военными, служилыми людьми. В Томске 74% населения составляли служилые люди. В Воронеже в 1646 г. насчитывалось 1200 чел. служилых людей и 513 посадских людей. Значительная часть городских жителей по-прежнему не порывала с земледельческими и промысловыми занятиями.
Из многих городов население уходило от тяжести повинностей и налогов. В Шуе в 1631 г. осталось всего 40 человек посадских людей.
Уровень городского развития в целом по стране был невысоким. В немногих развитых городах значительный удельный вес представляло ремесленное и торговое население. Посадская община подвергалась внутреннему расслоению и официально делилась на «лучших», «средних» и «молодых» людей, в соответствии с размерами имущества и платежеспособности.
В Москве, по данным 1634 г., 45% населения черных посадских слобод обладало имуществом, оценивающимся до 5 руб., 45% - от 5 до 50 руб., 4% - от 50 до 100 руб., 2% - до 250 руб. и около 2% - свыше 250 руб.
Значительная часть городской территории была по-прежнему занята «белыми слободами», принадлежащими различным владельцам, главным образом церковным- монастырям, патриарху и некоторым светским. «Белые слободы» освобождались от несения посадского тягла и поэтому привлекали горожан, измученных тяжелыми повинностями. Бегство посадского населения на «белые слободы» ослабляло посадские общины и еще более ухудшало их положение. Посадские люди на протяжении первой половины XVI I в. требовали ликвидации «белых слобод». Зги стремления совпадали с интересами правительства, которому важно было подорвать экономическую силу феодальной знати, в значительной мере опирающейся на городское население.
Посадсная реформа 1649 г.
Соборным уложением 1649 г., принятым после городских восстаний, «белые слободы» были ликвидированы, и масса городского ремесленного и торгового населения сосредоточивалась в государевом посаде. Государство стремилось поставить рост ремесла, развитие торговли, накопление капиталов на службу своим интересам. Посадские люди получили право монопольной торговли в городах. Крестьянам запрещалось держать в городах торговые лавки, им можно было торговать лишь с возов. Стрельцы и казаки, занимающиеся торговлей, должны были платить таможенные пошлины и оброк с лавок. Всех посадских тягляцов, ушедших на обеленные земли, Уложение предписывало вернуть на посады в тягло «безлетноже и бесповоротно». Ликвидация белого землевладения в городах означала не только уступку требованиям посадского населения, но и наносила серьезный удар привилегиям феодальной аристократии и упраздняла еще один из существенных пережитков феодальной раздробленности. Оказавшись на государевой тяглой земле, население бывших белых слобод стало подвергаться такому же тяжелому гнету со стороны государства, как и черные тяглые посадские люди. Рассматривая посад прежде всего как источник дохода для государственной казны, правительство установило жестокие меры против выхода посадских людей из тягла. Только третий сын посадского человека мог выйти из тягла, став стрельцом. Кнутом и Сибирью правительство стращало разбегавшихся горожан, предпочитавших крепостную зависимость своей тяжкой «свободе».
Объединив все посадские земли под властью феодального государства, правительство получило большие возможности для нажима на посадских людей и удержания их в повиновении. Указ 8 февраля 1658 г. предусматривал смертную казнь за самовольный переход из одного посада в другой и даже за женитьбу вне посада. Общая крепостническая тенденция Соборного уложения полностью распространялась и на XIX главу о городах, бывших одним из главных источников пополнения государственной казны.
1 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 1, стр. 153-154.
2 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 3, стр. 60.
Б.А. Рыбаков - «История СССР с древнейших времен до конца XVIII века». - М., «Высшая школа», 1975.